Мусорный передел: новая реформа озадачила сургутские УК
Не погрязнем! На этой неделе сургутский суд вынес буквально судьбоносное для города решение. Местный полигон ТБО продолжит работать в прежнем режиме. Отсрочку дали аж до 2021 года.
Напомню, некие персонажи, называющие себя «Зеленым фронтом», приложили максимум усилий, чтобы прикрыть главную и, в общем-то, единственную легальную городскую свалку. С 2015 года они регулярно жаловались в прокуратуру на то, что полигон находится в опасной близости от аэропорта, и самолеты могут стать реальной угрозой птичкам, слетающимся над отходами. И вот администрация одержала в этом сражении победу, правда, только временную. Ведь это всего лишь отсрочка для строительства нового полигона. А появится ли к установленному сроку легальная свалка — это вопрос открытый. Известно, что срок аренды отведенного для этого участка истек, а инвестор так и не приступил к работе.
И пока окружные и городские власти продолжают решать этот вопрос, подобные мусорные заводы открываются в других регионах, которые, как выясняется, неплохо зарабатывают, в том числе, и на нашем мусоре тоже. Есть фирмы, которые его сортируют и отправляют вагонами аж до Екатеринбурга. Уже этот факт свидетельствует о том, что бизнес выгоден.
Вообще, даже когда специалисты делают примерные расчеты по такому региону как Югра, речь обычно ведется о миллиардных оборотах в год. Что из этого и куда оседает в виде доходов, нам вряд ли удастся выяснить. Очевидно только то, что ничего из этих средств до сих пор не проявилось в виде завода или хотя бы нового современного полигона. Прозрачности всей этой истории должен добавить так называемый региональный оператор по обращению с коммунальными отходами. Во всяком случае, так считают на федеральном уровне те, кто решил закрепить деятельность этих структур законодательно. Для тех, кто не в курсе. Если раньше сбором, перевозкой, утилизацией и хранением занимались сотни различных фирм в регионе, то теперь за все берется только одна компания. В округе, например тендер на это выиграла организация «Югра-Экология».
«Мы сегодня в регионе имеем более 800 свалок, мы имеем примерно сорок процентов населенных пунктов, которые не обеспечены объектами размещения отходов, мы имеем примерно 20% территории, которые не обеспечены контейнерными площадками. Когда у одного юридического лица в руках находится мониторинг и контроль за движением отходов с момента их образования до момента их захоронения, абсолютно очевидно, что этой цепочкой очень легко управлять», -отметил Павел Ващенко, директор АО «Югра-Экология».
Тут логично было бы предположить, что именно этот самый единый оператор должен, кроме управления отходами, и простите за каламбур, доходами, заниматься еще и решением главной на сегодняшний день проблемы. Развитием, если вообще так можно выразиться, полигонов ТБО. Но вот удивительно: когда речь заходит о создании больших межмуниципальных свалок, и тем более, мусороперерабатывающих заводов, то представители регионального оператора «Югра-Экология» говорят, что таких глобальных задач, у них в планах нет.
«Акционерное общество не планирует осуществлять деятельность по строительству комплексных полигонов на территории ХМАО, оно сегодня эксплуатирует несколько полигонов, мы присматриваемся к этой отрасли, присматриваемся к этому бизнесу, а вот он непростой, и совершенно очевидного какого-то решения о развитии этого бизнеса самостоятельно у предприятия на сегодняшний день нет», — уточнил Павел Ващенко.
Одним словом, не надо подменять понятия и путать тех, кто деньги собирает, с теми, кто эти деньги вкладывает. Но тогда зачем и кому потребовался передел на этом рынке, и почему все мусорные, а значит и денежные потоки решили сконцентрировать в одних руках? Официальная версия про «навести порядок» всё вроде бы должна оправдывать. Но тут-то как раз и возникает нестыковка.
Например, в Сургуте, никаких проблем со сбором и вывозом нет, хоть этим и занимаются около 70 различных фирм. А проблемы есть как раз в том, куда этот мусор вывозить.
«У нас сегодня проблемы есть с полигонами, почему сегодня региональный оператор не может заняться той частью, где у нас проблема? То есть, проблема на полигонах займитесь сегодня, нет проблемы в вывозе. Надо сегодня думать о заводе, о полигоне, куда возить мусор. Налаженная схема — вывоз мусора у нас организован, сбор организован», — отметил Вячеслав Чураков, директор ООО «УК ДЕЗ ВЖР».
Но по закону уже с октября должен быть организован
«Горы мусора, которых раньше не было, они у нас появятся, горы, как это у нас было в 73 году, когда мусор вывозили весной, экскаваторами грузили, самосвалами и увозили. То есть, всю зиму мусор выкидывали в кучи», — рассказывает Вячеслав Чураков.
Будущее новой реформы управляющие компании видят исключительно в черных красках. Негодование их понятно: сначала они оборудовали контейнерные площадки, наладили систему сбора мусора, потихоньку стали приучать людей к сортировке отходов, но, извини-подвинься, на их место с подачи властей пришла новая структура — региональный оператор, а они остались не у дел.
Коммунальщики уже опасаются, что вывозить мусор со всего города компания-монополист просто физически не будет успевать. Конечно, если так случится, то на свалки во дворах жители будут по привычке жаловаться в ЖЭУ, а там могут просто развести руками — мол, обращайтесь к региональному оператору. Ничего личного, просто бизнес.
«Начнем с того, что мы в муниципальных образованиях обязательно поместим наших представителей. Это упростит взаимоотношения жителей муниципалитета», — сообщил Павел Ващенко.
Идея в общем-то понятна: чем меньше игроков на рынке, тем проще контролировать как мусорные, так и денежные потоки. И если раньше было сложно просчитать, сколько отходов забрали и сколько из них доехало до полигона, то теперь планируют разработать новую электронную систему учета. Пока, правда, не до конца понятно, за чей счет. Ничего личного, все по закону.
«Контейнер наполняется, приезжает мусоровоз, который имеет датчик привязки именно к этому контейнеру, как только контейнер поднимается на определенную высоту и переворачивается, датчик срабатывает и информация фиксируется. Далее мы видим по GPS-трекингу, как двигается этот мусоровоз из пункта А в пункт Б. Да, когда эти отходы заезжают на полигон, они должны быть взвешены. Значит, весовой контроль и GPS- навигацию, в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации, должны предприниматели и установить за свой счет», — отметил Павел Ващенко.
«Вот что касается весов, то здесь ситуация очень простая — на данный момент наш муниципальный полигон принимает не по весу, а по кубам. Здесь, возникает определенный люфт в зависимости от морфологии мусора: меняется коэффициент прессовке, в ситуации с весом коэффициент прессовки никакого значения не имеет. И практика применения в других регионах, в частности, у наших коллег Тюмени показывает, что изменится существенно, вплоть до 4 раз, в стоимости разгрузки машины. Вся проблема в том, что перевозчики перевыставят эти затраты региональному оператору, потому что в любом случае, на данный момент маржинальность бизнеса не такая высокая», — поясняет предприниматель Дмитрий Пахотин.
Только в Сургуте и районе вывозом мусора сегодня занимаются около 70 компаний. Все они оказались в довольно шатком положении. Региональный оператор теперь будет выбирать перевозчиков на конкурсной основе. И, судя по всему, удастся сохранить свой бизнес далеко не всем. Ничего личного, это рынок.
«Изменение правил игры, изменения правил оплаты, изменение правил формирования стоимости, естественно, у всех вызывает вопросы. Опасения наших предпринимателей, что зайдут иногородние, уронят цены и либо они будут работать на нашем рынке, либо наши предприниматели будут вынуждены за эту, гораздо более дешевую стоимость, в этот рынок встраиваться. Если они, например, не смогут победить в этих конкурсах в этих торгах, что им делать с этой техникой», — выразила мнение Анна Чурманова, генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты.
Но если у предпринимателей есть хоть какой-то выбор: подстраиваться под новые правила игры или искать себе другие рынки, то у собственников жилья альтернативы просто нет. Стоит положить мусорный пакет в контейнер, и всё — договор с региональным оператором, считай, заключен. По мнению законодателей, не мусорить мы не можем априори. Стоило бы порадоваться, конечно, что все юридические формальности продумали за нас. Вот только потом не стоит удивляться, откуда же берутся все эти тарифы и нормативы. А то выкинул один мешок, а насчитают за 5.
«Мы не прогнозируем увлечения тарифов для населения», — уточнил Павел Ващенко.
«Это заманушка, которая сейчас пройдет, а потом тарифы начнут подниматься. Региональный оператор, чтобы всем понятно было: сегодня бензин подорожал на 5 рублей за неделю — он что, будет возить за те копейки? Он сразу придет и скажет: «или вы тариф поднимаете, или я возить не буду». РСТ утвердит ему этот тариф, вот и все, и жители будут платить», -считает Вячеслав Чураков.
Чисто теоретически возрасти затраты, может быть, и не должны: допустим, возить отходы будут те же самые машины и на тот же полигон, а перевозчики даже готовы будут поступиться частью своей прибыли. Если бы у властей всех уровней на этот счет не было своих далеко идущих планов.
«На какой-то процент тариф, естественно, увеличится, потому что меняется вся эта система. Здесь появляется же понятие раздельного сбора, который, пускай не моментально, но постепенно будет внедряться.А когда будет строиться у нас сургутский межмуниципальный комплексный полигон, в том числе там появиться мусоросортировочная линия. Это, безусловно, и появится завод по первичной переработке вторсырья», — обращает внимание Семен Бондаренко, начальник управления по природопользованию и экологии администрации Сургута.
Действительно куда же тогда будут заложены все эти расходы, если не в тариф? Да, раньше в советское время за сдачу мусора — ту же стеклотару и макулатуру нам платили, теперь за это платим мы. И год от года все дороже. Ничего личного — жизнь такая.
Юлия Шадевская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале