Почему жители района не спешат переселяться в новостройки?
Движение вверх. Недвижимость в Сургутском районе, скорее всего, будет только дорожать. Причем, резкий скачок цен может произойти уже в ближайшее время. Для этого, по мнению аналитиков, есть все предпосылки. В этом году Сургутскому району на переселение из аварийного жилья из окружного бюджета выделили порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей. Такого в истории муниципалитета еще не было. Надо сказать, беспрецедентная цифра. Поэтому до конца этого года власти района собираются выкупить более 560 квартир.
Но а спрос, как говорится, скорректирует не только предложение, но и повышение цены. К тому же не исключено, что благими намерениями местных чиновников на рынке новостроек может попросту образоваться дефицит.
«Мы на самом деле не исключаем роста цен, многие застройщики и так уже заявили о незначительном росте цен. Суммы субсидий не всегда достаточно, как правило, её недостаточно для того, чтобы перекрыть стоимость жилья, и охотно ли пойдут на это застройщики? Также, скорее нет. Повлияет ли это на стоимость?Возможно, косвенно», — считает Виталий Орлов, директор Сургутского филиала федеральной риелторской компании «Этажи».
С учетом, в том числе и роста цен, маневров для улучшения жилищных условий останется все меньше. А между тем, у программы расселения появился новый тормоз. И как бы парадоксально это ни звучало, те, ради кого, собственно. это все и затевалось. Некоторые жители деревяшек, хоть и жалуются на судьбу, но переезжать не спешат.
Почему программа расселения уже стала поводом для спекуляций и кто может остаться у разбитого корыта?
Половина семей из дома уже расселена, остались последние из могикан. Холод в квартирах, дырявый пол, периодически захаживают незваные гости. Но даже несмотря на это люди продолжают держаться за свои квадратные метры. Отвергая все предложенные администрацией варианты.
«Нам в 17-м году предлагали 36,6 на восьмом этаже в 14-этажном доме. И там же, только я не знаю на каком, просто нам сказали — студию возьмете? Я говорю естественно, нет. Ещё нам предлагали Космонавтов 38, 41 квадратный метр, там надо было 210 тысяч заплатить и потом по 14 тысяч ежемесячно 5 лет платить», -рассказывает жительница Солнечного Татьяна.
По условиям программы, если площадь новой квартиры по квадратуре больше, разницу в стоимости необходимо собственникам оплатить самим. При этом льготники могут воспользоваться дополнительными субсидиями и рассрочкой.
«Ветераны ВОВ, сироты, многодетные матери, ну и в принципе достаточно широкий перечень, который имеет право на льготную субсидию, вернее, на льготный период расчетов по этому договору. В этом случае гражданин оплачивает лишь 10 процентов от разницы стоимости и равными долями в течение 10 лет», — пояснил Вячеслав Шагин, директор департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района.
Однако некоторые жители «деревяшек» этот факт просто игнорируют.
«Большая площадь дается, когда вы признаны нуждающимся и малоимущим, то есть, вы состоите в очереди. Вы не обращались, правильно? А почему не обращались?» — на этот вопрос ответить они отказались.
Казалось бы, есть четкий механизм переселения, желание властей избавиться от аварийного жилья в районе и даже деньги на приобретение квартир — из окружного бюджета на эти цели выделено более 1 миллиарда 700 миллионов рублей. По сути созданы все условия для того, чтобы в кратчайшие сроки избавиться от аварийного жилья.
«Более того, у нас появились те застройщики, которые готовы нам реализовывать и строить в срок качественное, комфортное жилье, готовы к немедленному заселению. И столкнулись с проблемой, что вся проблема-то оказывается была не в деньгах и не в строителях, а проблема в наших головах, в головах наших жителей», — говорит заместитель главы Сургутского района Юлия Маркова.
Программа расселения стала поводом для спекуляций и некоторые теперь думают не о том, как уехать из опостылевших»деревяшек», а как при этом свою выгоду не упустить. Например, попытаться выторговать за однушку в аварийном доме не один миллион, а как минимум два.
«У нас активный жалобщик, которая в 2016 году приобрела квартиру на тот момент в непригодном доме, приобрела она её за миллион рублей. Выкупная стоимость по оценке, а оценка у нас производится согласно закону об оценочной деятельности независимыми оценщиками, составляет тоже миллион рублей. И она говорит: мне этого миллиона мало для переселения, при этом в квартире в общем-то живут арендаторы этого жилья, квартира сдается, она сама в ней не проживает. Появляются такие мини-шантажи», — поясняет Юлия Маркова.
Но как бы ни выкручивали руки собственники, чиновникам нужно проблемы с ликвидацией аварийного жилья решать. Иначе неосвоенные средства просто уйдут обратно в окружной бюджет. Жители останутся несолоно хлебавши.
«В случае, если 1-2 гражданина отказываются мы также вынуждены решать вопросы в судебном порядке. Суд может запросить проведение независимой оценки в рамках суда, и в этом случае только суд будет определять стоимость этого жилого помещения», — добавил Вячеслав Шагин.
Все может получиться как в небезызвестной сказке: если долго «перебирать харчами», не только время можно упустить, но и остаться у разбитого корыта.
Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале