Невидимые граждане России. Как живется мигрантам в Сургуте?
Гражданин — это звучит гордо! Уже почти месяц в миграционной службе Сургута царят давка и столпотворение. Люди ночуют в машинах на парковке Профсоюзов, 54 — чтобы не дай бог, не прозевать свое место в очереди за возможностью стать россиянином. На этой неделе ситуацию пообещал даже взять под личный контроль начальник сургутской полиции Александр Ерохов, в чьем ведении сейчас находится отдел по вопросам миграции. УВД официально всех успокоило.
«Проблема очереди в утроение часы в отделе по вопросам миграции существует, руководство управления предпринимает меры для её решения. В настоящее время ситуация находится под особым контролем начальника УМВД России по г. Сургуту. Нет необходимости гражданам дежурить в ночное время для получения государственной услуги. Выдача талонов будет производится в присутствии сотрудников управления, гражданам будет оказана техническая помощь при использовании терминала», -заверила заместитель начальника ОВМ УМВД России по г. Сургуту Мадина Кельмина.
То, что происходит в отделе миграции и какие приключения ждут иностранцев в России, вряд ли волнует среднестатистического сургутянина. Но так или иначе это касается всех. Из-за демографической ямы 90-х в России вновь снижаются показатели рождаемости. Численность экономически активного населения в стране падает. Правительство видит в этом определенные риски, связанные с замедлением темпов роста экономики. Понятное дело: кто же теперь будет реализовывать все эти грандиозные планы на будущее?
Но даже далеко заглядывать не стоит. Достаточно посмотреть, кто сегодня подметает наши дворы и моет подъезды, работает на стройплощадках, убирает на фудкортах торговых центров. Иностранные граждане выполняют самую грязную и неблагодарную работу, на которую не соглашаются сургутяне, сами требующие от властей чистоты и комфорта в городе. Однако дешевую рабсилу никто в Сургуте с калачами не встречает. Мигрантов принимают в городе на самых унизительных условиях, вне зависимости от возраста, пола и наличия образования. Так кто кому больше нужен — мы им или они нам?
«К сожалению, я на личном опыте сталкивалась, говорю от первого лица — мы часто сталкиваемся с хамским отношением к мигрантам, я даже не побоюсь сказать, скотским отношением», — констатирует сургутянка Зоя Иоаниди.
История женщины, приехавшей в Сургут из Казахстана — пожалуй, один из немногих примеров, когда, несмотря на все тяготы оформления документов, мигранту с двумя дипломами о высшем образовании советского образца удалось найти хорошую работу. Большинству иностранцев, приехавших в Сургут в поисках лучшей жизни, это только снится. Неофициально, конечно, рассказывают историю одного человека, который приехал в Сургут из Таджикистана, имея за плечами колоссальный опыт и навыки работы сварщиком. Получил разрешение, устроился на работу в компанию на ставку мусорокамерщика за 12 тысяч рублей, и теперь исполняет обязанности за четверых — маляра, штукатура, плотника и того же сварщика.
Мотивация людей из зарубежья понятна. Они едут сюда за заработками. И находят их в самых разных сферах жизнедеятельности большого города. «На самом деле, самая востребованная сфера — это, конечно стройка. Там самая большая потребность в разнорабочем персонале. Человек, который не задаёт лишних вопросов и выполняет нужную работу. Естественно, такой персонал интересен работодателю, с ним проще работать, у него может быть неограниченный режим работы, ненормированный рабочий день, незапланированные те же самые командировки, и так далее», — говорит депутат Думы Сургута Ольга Леснова.
Иностранные рабочие понимают: чтобы почувствовать себя полноправным человеком в этой стране, необходимо получить статус гражданина. «За 11 месяцев ОВМ принято заявлений на разрешение на временное проживание порядка 1500 тысяч. Заявлений на патенты чуть больше — 18 тысяч. Таким образом, отмечается увеличение количество обращений иностранных граждан за получением государственных услуг», — сообщила Мадина Кельмина.
О том, насколько трудно иностранцу, легально пребывающему на территории России, получить гражданство, в Сургуте ходят легенды. На этом выстроен целый бизнес. К примеру, оформление и сопровождение документов для получения вида на жительство обойдутся претенденту в 20 тысяч рублей. Свой хлеб вполне легальные компании зарабатывают на незнании людьми языка, законов чужой страны и страхе перед любыми сотрудниками в погонах. При этом мигранты вполне согласны с тем посылом, что уважающее себя государство не может раздавать право на звание россиянина всем желающим. Пройти ряд серьезных, установленных законом испытаний, считают требованием справедливым.
«Я считаю, что правильное у нас законодательство в этом отношении — чтобы принять гражданство. нужно какие-то определенные этапы пройти. Это очень правильно, потому что это действительно определяет, нужен ли ты здесь, насколько ты здесь востребован, и может сам для себя мигрант тоже решает, потому что не все же адаптируются», — подтверждает Зоя Иоаниди.
Проявляя уважение к традициям и законам чужой страны, мигранты рассчитывают на аналогичное отношение к себе. Вот только этого не получают. Это очевидно даже из вопросов экзамена, который сегодня должны сдавать претенденты на гражданство. «Два месяца я готовила его к экзаменам, это гражданин Таджикистана, 15 лет уже здесь живет, он поехал — и провалил экзамен, не поверите на каком вопросе — когда на Руси было Ледовое побоище», — констатирует Зоя Иоаниди.
Но только вот требования к мигрантам, наверное, должны быть адекватными. Мы ждем людей, готовых на низкооплачиваемый труд, а требования к их знаниям предъявляем такого уровня, до которого не дотягивают, увы, многие достопочтенные граждане РФ.
Вы помните когда было ледовое побоище?, — такой вопрос задал наш корреспондент горожанам.
Ну это 16-17 век, но раньше, скорее всего, — считает один из опрошенных.
Вы помните дату ледового побоища? Примерно, хотя бы век?
Если честно, то нет, — ответил другой.
Вы помните, когда была битва на Куликовом поле? В каком году?
По-моему, в 1812, — полагает третий.
И вот здесь очевиден весь казус миграционной системы. Мы нуждаемся в мигрантах, как в рабочей силе. Но при выдаче разрешения на проживания и труд требуем глубоких знаний, не принимая во внимание квалификацию. И даже тех, кто обладает профессиональными навыками и умениями, и достойно пройдет через все горнила на пути к заветному гражданству, похоже, ожидают не самые лучшие условия труда и не самые достойные заработки.
Светлана Делова, Юлия Балабанова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале