Малоизвестные, но любопытные факты об истории Сургута от Средневековья до революции
Небольшой экскурс в историю 16-17 веков. Каким вы представляете себе Сургут 430 лет назад? Город в глуши, вдали от центра княжества и цивилизации? Наверняка в представлении большинства это типичное захолустье. «Ан-нет!» — парируют краеведы. Здесь было все, что необходимо для комфорта первых поселенцев (с поправкой на то время, конечно же). Вот несколько примеров: в Сургуте была своя крепость и церковь, жилье и гостиный двор, больница, аптека, первая в Западной Сибири таможня и прочие учреждения. Не было одного — колодцев. Питьевую воду сургутяне набирали прямо из Оби. А торговцев, которые следовали транзитом дальше, вглубь Сибири, проходило раза в 2-3 больше, чем было постоянных жителей города. Разрушает стереотипы о Сургуте периода позднего Средневековья и эпохи Нового времени выставка «Город С» в краеведческом музее.
Факт, который не найти в школьных учебниках по истории. Независимые югорские земли в 15 веке оказались в зоне внимания двух враждующих на тот момент сторон: Московского княжества и Сибирского ханства, которое образовалось в результате распада Золотой Орды. Великий поход на север, инициированный Иваном III, собирателем русских территорий, принес свои плоды. За 120 лет до основания Сургута воеводы без боя и сражений убедили сибирских владык признать власть Москвы. Символ этого договора — сабля воина, которую так и не достали из ножен, бережно хранится в городском музее. Нашли артефакт в деревне Сайгатина.
«Эта сабля, скорее всего, является дипломатическим даром, который был принесен от Московского великого князя к князю-хозяину этой территории», — рассказала заместитель директора по научной работе «Сургутского краеведческого музея» Татьяна Исаева.
Сберечь и сохранить северные земли — вот цель, которую преследовал в конце 16 века князь Федор Иоаннович, создавая город на берегу Оби. На самом деле, он мог появиться на другой территории, но в итоге выбрали именно эту точку на местности и нарекли первое поселение Сургутом.
«Воеводам нужно было выбрать: в Сургуте ставить или в Лумпеках, это местность Нижневартовского района сейчас. Им нужно было попасть в Нарымское Приобье, то есть поставить такой центр, который бы закрыл эту территорию от нападок Нарымского князя. И было выбрано место — город Сургут», — пояснила Татьяна Исаева.
В том самом князевом наказе, копия которого есть в распоряжении краеведов, Сургут сразу значился городом. Со временем, а развивалось поселение стремительно, на его территории появились все присущие этому статуту строения: крепость и воеводский двор, посад для служивых и их семей, Свято-Троицкая церковь (она всегда была в Сургуте), общественная баня и еще одно заведение.
«Была пивоварня. Пиво варили здесь, то есть сырье сюда привозили, а изготавливали здесь. Все противопожарные меры соблюдены, она стояла вне построек, рядом с водой», — отметила замдиректора по научной работе «Сургутского краеведческого музея».
В 1601 году в Сургуте была основана первая в Западной Сибири таможня, через нее проходили все грузы дальше в Сибирь и обратно, на большую землю. Ясак, то есть налог, платили соболями, это было прописано еще в князевом наказе о создании Сургута. На 400 человек постоянного населения приходилось до тысячи приезжих.
Славился город своими ярмарками. Летом здесь торговали рыбой, зимой — пушниной. Денежных отношений тогда еще не было, ценные шкуры обменивали на другой товар.
«Здесь у нас вислые печати, которыми просмотренный груз потом заверялся, и чехлы от этих печатей. Кроме того, есть различные предметы торговли. Все тщательно взвешивалось и измерялось», — обратила внимание на экспонаты Татьяна Исаева.
Деловые и прогрессивные сургутяне вместе с тем были весьма суеверными. Об этом, опять же, свидетельствуют найденные в ходе раскопок предметы старины. Шило, копья, костяной гребень, фигурки «коников» были оберегами от горя и зла.
«При закладке дома они прикапывались, а сверху уже возводилось жилище. И вот эти коники должны были как раз защитить жилище от пожара. Но все-таки в 1712 году Сургут выгорел дотла вместе с приказной избой и вместе со всеми документами», — говорит Татьяна Исаева.
Большой пожар стал не единственным испытанием для сургутян. В конце 19 века городу грозила эпидемия холеры, которую смогли предупредить медики, вовремя приняв нужные, но непопулярные решения. По сути, в городе объявили локдаун. Его инициатором стал Станислав Кевлич — сын ссыльного, который построил на пристани «холерные» бараки и закрыл одну из главных торговых площадок для посещения.
«Он лично обследовал пассажиров, выявил пять холерных больных, которых снял с парохода и поселил в этом бараке. Два человека умерло, три выжило. Их вылечили и отправили по дальнейшему месту назначения. То есть мы говорим, что в последнее десятилетие 19 века сибирские врачи, сургутский врач в том числе, предотвратил распространение этой болезни», — подчеркнула Татьяна Исаева.
Исконно сургутяне были образованными людьми. В городе было две школы, обучали детей и на дому. С началом печатного дела в стране жители города выписывали периодические издания, экземпляры которых хранятся в музее, были ценителями прекрасного, любили слушать музыку. Так размеренно и упорядоченно жизнь текла вплоть до революции, ну а после… После — это уже совсем другая история.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале