Кто виноват и что делать? В Сургуте по-новому подойдут к уборке снега
В Сургуте на этой неделе пролили свет на ход снегоуборочной компании. Конкретнее — на работу полигонов. Поводом стал запрос СургутИнформ-ТВ в администрацию: ранее одна из управляющих компаний города не могла вывезти кучи с улицы Маяковского. Представители предприятия сетовали на неработоспособность полигонов.
«Со вчерашнего дня полигоны по приему снега закрыты, так как температура воздуха повысилась, естественно, большие машины вязнут в снегу. Их не пускают туда. Поэтому нужно набраться терпения, согласно регламенту, все будет вывезено своевременно. Ну с одной стороны нагребли, а куда нам снег девать», — рассказала инженер ООО «Уют» Альбина Абрамова.
Кучу, конечно, убрали. Причем в срок и по регламенту, но осадочек остался. А могут ли сбои на снежных полигонах помножить усилия коммунальщиков на ноль, или вовсе поставить под сомнения результат применения «новых подходов» к очистке города?
Сезон 2021-2022 для коммунальщиков Сургута запомнится надолго: снегоуборочная кампания шла с пробуксовкой. Качество работ подрядчиков иной раз не устраивало ни горожан, ни заказчика в лице мэрии. Предъявить
«В начале 2022 года глава города Андрей Филатов дал поручение департаменту городского хозяйства пересмотреть условия муниципальных контрактов и сделать акцент не на количественные, а на качественные показатели», — отметила заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Анна Коршунова.
Если с количественными показателями все понятно, сколько раз технику выгнал — столько и заработал, то с качеством сложнее. С осени 2022 года в мэрии во главу угла ставят ГОСТ Р50597. Это документ, который включает в себя все нормативы по содержанию дорог, тротуаров, межквартальных проездов. Перечень разрабатывали специалисты федерального «Российского дорожного научно-исследовательского института» Минтранспорта РФ. Найти свод правил можно в открытом доступе в интернете. Главный критерий объясняют сами чиновники.
«Здесь уже идет оценка уровня содержания автомобильных дорог. Если покрытие (прим. дорожное) очищено, нет наката, нет снежных масс, снег вывезен, естественно, это уже идет как критерий оценки уровня содержания автомобильных дорог», — уточнила Анна Коршунова.
А как тогда понять, соответствует дорога или тротуар всем критериям или нет? Для этого ежедневно ведутся проверки. Причем, не только профильными специалистами, которые с линейкой сверяют все нормативы с реальным положением дел. За ходом следят как депутаты, так и глава Сургута, уверяют в администрации. Эксперты после обследования озвучивают замечания (если они есть) подрядчикам, после дают срок на устранение недочетов. Новый подход уже повлиял на качество работ: если в январе 2022 в мэрию направили 313 жалоб, то в этом — обращений вдвое меньше.
«Если сравнивать статистику по прошлому году по дорогам и межквартальным проездам, то количество жалоб значительно снизилось», — сказала Анна Коршунова.
Но без проблем, пусть и локальных, в Сургуте не проходит, кажется, ни одна снегоуборочная кампания. Те жалобы, что все-таки поступают в администрацию, касаются в основном содержания тротуаров и межквартальных проездов. Большая часть замечаний горожан пришлась на январь. Власти проработали вопрос с подрядчиками и урегулировали ситуацию по пешеходным дорожкам. С «межкварталками» все оказалось сложнее — уборку стопорят автомобилисты, которые оставляют машины на проездах.
«Основной поток жалоб у нас идет на содержание внутриквартальных проездов. Здесь процент жалоб выше. Есть еще и объективные причины того, почему подрядчики не выполняют свои обязанности: очень много припаркованных транспортных средств на внутриквартальных проездах затрудняют уборку», — пояснила Анна Коршунова.
Если же у подрядчиков нет объективных причин для оправданий своих неудач, то их сначала предупреждают, а после и «штрафуют», или, как говорят чиновники, «снимают объемы». Проще говоря, не выплачивают деньги — ведь работа выполнена некачественно. И механизм уже применялся этой зимой. Другая ситуация с уборкой снега во дворах, так как это вотчина управляющих компаний. Например, некоторые УК не торопились вывозить снежные кучи с придомовых территорий из-за того, что их полигон временно приостановил работу.
«Что касается работы снежных полигонов, то они при повышении температуры воздуха периодически закрываются на профилактические работы. Это проливка площадки водой, подмораживание этих площадок, подъездных путей, чтобы автомобильный транспорт мог заезжать на полигоны для выгрузки снега», — рассказала Анна Коршунова.
Однако чиновники тут же добавляют: всего в Сургуте снег принимают 6 полигонов. И ситуация, при которой не работают все, просто невозможна. Соответственно, процесс вывоза снежных масс не встанет даже при потеплении. Однако, это если подрядчики не будут экономить. Предприятия самостоятельно заключают контракты с площадками. И некоторые не «страхуются» и составляют лишь 1 договор. И когда единственный полигон закрывается на профилактику, возникают неудобства.
«Просто подрядные организации должны заключать несколько договоров на приемку снежных масс», — считает Анна Коршунова.
Площадка на Аэрофлотской, например, принимала самосвалы даже в январе, когда температура воздуха в Сургуте близилась к нулю. В сутки сюда заезжают от 300 до 600 грузовиков. А проливка подъездов к самой чаше полигона ведется не только при потеплении. Как итог — работа без простоев, заверяет директор.
«В круглосуточном режиме, без выходных, без праздников. В этом году мы работали в штатном режиме, простоев не было. На техобслуживание не становились. Да, бывает, что теплеет. Может быть провал дорог, надо подсыпать, доливать. Но мы не закрывались», — рассказал заместитель директора ООО «ДОРСТРОЙИНДУСТРИЯ» Владимир Пахомов.
В общей сложности с сургутских дорог, тротуаров, дворов, проездов вывезли чуть меньше 1,5 миллионов кубических метров снега. Это при том, что суммарная вместимость всех шести площадок составляет почти в 3 раза больше — так что места хватит всем, и никакие профилактические мероприятия на полигонах общую картину уборки сильно не испортят. Теперь главное, чтобы подрядчики не подвели.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале