Конкуренция во благо. СПОПАТ больше не будет единым перевозчиком в Сургуте
Дали 170 миллионов, а что дальше? Субсидия из бюджета Сургута, которую выделили главному городскому перевозчику СПОПАТ на последнем заседании думы Сургута, спустя время продолжает вызывать вопросы не только на местном уровне, но и на региональном. На этой неделе стало известно, что в югорском правительстве предложили решить одну из самых наболевших проблем компании — нехватку транспорта — через механизм лизинга. Казалось бы, соглашайся, приобретай и работай. Но есть пару «но». Долги, которые покроет транш из казны, отчасти возникли как раз из-за лизинга 30 автобусов. А еще на предприятии подсчитали: один автобус, взятый в лизинг, будет дороже на 2 миллиона за счет процентов по платежам, чем купленный. А если их 50, или 100, или как предлагали в округе 170? Разницу можно легко подсчитать и она будет существенная.
И здесь главный вопрос, кто покроет перерасход? Снова городской бюджет? Вдобавок, оказалось городу столько и не надо. Запрос в два раза скромнее. Поэтому пока схема покупки выглядит единственным спасательным кругом для предприятия и ровно такого количества, которое необходимо. Как будет развиваться СПОПАТ с учетом текущего положения дел, да и вся транспортная система города?
Середина июня. Думский зал. На повестке убытки СПОПАТа — 46 миллионов рублей за 2023 год. Уже эта сумма вызывает вопросы у депутатов и звучат практически пророческие слова, о том, что за текущий год она заметно увеличится.
«Есть 46 миллионов убытков, и я, так понимаю, это нормально, и мы как бы дальше ждем в 2024 году убытков, вероятно, раза в полтора больше — в районе 120-130 миллионов, и опять киваем головой и движемся дальше», — сказал депутат думы Сургута Владимир Болотов на заседании думы в июне.
Слова, сказанные Владимиром Болотовым, становятся реальностью уже в начале сентября. Сумма выросла почти в четыре раза — до 170 миллионов. В июне договориться, как погасить убытки, думе и кураторам предприятия от города не получилось. Сейчас обсуждать поздно, вопрос уже не в долгах компании, а в принципе в ее дальнейшем существовании.
«Почему было принято такое решение? Альтернативой этому решению была просто приостановка транспортного обслуживания, автобусов большого и среднего класса, пока ситуация не разрешится — это примерно Новый год. Как вы думаете, можно было допустить подобное положение вещей? То есть мы понимаем, что в данной ситуации, когда СПОПАТ — это единственный исполнитель муниципального контракта на осуществление перевозок, то есть все его проблемы становятся нашими проблемами, собственно говоря», — акцентировал Владимир Болотов.
Заклеить рану пластырем — не значит излечиться. Нужен комплексный подход к оздоровлению. Долги СПОПАТа — лишь симптом, болезнь проникла куда глубже, в саму суть затеянной полтора года назад реформы, считает Владимир Болотов. И рассматривать одно отдельно от другого, похоже, не целесообразно.
«При том, что даже СПОПАТ муниципальный, то есть те финансовые проблемы, которые он получил, они закономерные. То есть они не связаны с плохим качеством управления СПОПАТом, они не связаны с какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Они закономерные только в том, что сама схема транспортной реформы, она была сделана немножко поспешно, я бы так сформулировал, и не рассчитана была финансовая модель адекватным образом, неправильно посчитаны пассажиропотоки по маршрутам. То есть та компания, которая выполняла эту работу для муниципалитета, мы сейчас уже можем сказать достоверно точно, сделала это некачественно, с большой долей упущений», — проанализировал ситуацию Владимир Болотов.
Чиновники и депутаты, с учетом положения перевозчиков и мнения их руководства, выработали план масштабной перезагрузки транспортной системы. Шаг первый уже сделан, СПОПАТу больше не грозит финансовый крах. Второй — как раз просчитать реальный, а не теоретический пассажиропоток. И вычисляться он будет не по формулам. Какими автобусами пользуются люди, голосуют они сами, своим рублем уже полтора года.
«У нас есть автоматизированная система оплаты проездов, которая просчитывает количество поездок по каждому маршруту каждый день и, соответственно, эти данные у нас есть и мы ориентируясь по этим данным сколько автобусов нам нужно, а какой период, какое время», — пояснил начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства администрации Сургута Рустам Гильманов.
За полтора года реформы к изначальной схеме, созданной разработчиками ВЭБ.РФ, добавилось пять новых маршрутов, 15 из 33 уже претерпели изменения и будут меняться еще не раз. Это шаг третий. Здесь же ротация техники. Для соблюдения баланса между удобством для пассажиров и рентабельностью маршрута, на том или ином направлении меняют автобусы с больших на средние и наоборот, если это требуется.
«На таких маршрутах как 13, 88, 99, мы видим, что нет необходимости ездить большим классом. Поэтому вот тоже вышли с предложением о смене классности с большого на средний. Это будет удобно и для заказчика, это будет удобно и для предприятия. И в целом мы гарантируем, что люди, пользующиеся этими маршрутами, они не почувствуют абсолютно никакой разницы и дискомфорта», — предложил директор АО «СПОПАТ» Александр Попов.
И заключительный этап — изменение самой схемы, при которой СПОПАТ — генеральный исполнитель транспортной реформы, а другие перевозчики у него на подряде. От этой схемы власти и депутаты предлагают уйти. Конкуренция на рынке автобусных перевозок услуг сыграет на руку пассажирам, участники будут бороться за каждого, а со СПОПАТа будет снята дополнительная нагрузка. Предприятие будет брать объемы работ себе по плечу и сможет выйти из кризиса, в котором оказалось.
«По согласованию с администрацией города расторгаются эти контракты. СПОПАТ уже не будет единым перевозчиком, как это является сегодня. Мы планируем выйти на конкурсы и победить в этих конкурсах именно в тех объемах, которые нам комфортно будет обслуживать с точки зрения наших производственных возможностей», — пояснил Александр Попов.
В качестве эпилога. Фактически схема пассажирских перевозок в Сургуте сегодня уже заметно отличается от изначальных теоретических расчетов разработчика транспортной реформы ВЭБ.РФ и будет еще меняться. Исполнитель выполнил заказ, отдал продукт и сегодня, возможно, занимается уже новыми подрядами. Согласно заключенному контракту, мониторить, корректировать реализацию транспортной реформы в Сургуте не обязан. С 20 мая 2022 года по сей день и в будущем — это заботы власти, перевозчиков и пассажиров, для удобства которых все и как будто и затевалось.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Surgutyanochka 17.09.2024 10:30:22 ▲ 0 ▼
Пусть работают. Кто против?! Не надорвались бы.
И через некоторое время вернемся к той же схеме, которую сейчас разрушаем.
# albertleonov 16.09.2024 09:00:32 ▲ 1 ▼
Лысого с Лангепаса, со своей шайкой, нет давно, зато его кашу до сих пор расхлёбываем.
Ну и мэры бывают в Сургуте. Одного не устроил цвет заборов, второго не устроили пассажирские перевозки, надеюсь Слепов не будет ерундой страдать.
# Joey Tribbiani 15.09.2024 13:00:08 ▲ 1 ▼