Какие вопросы к стратегии развития Сургута возникли у жителей города
Попасть из точки А в точку Б и не промахнуться. Только точно зная, куда двигаться, можно прийти к желаемому результату. Такой навигатор большого пути для нашего города — это стратегия его развития.
На этой неделе общественности Сургута была представлена очередная редакция главного городского документа — измененная и дополненная. С момента первого издания начала 2000-х он менялся, и не раз. Сейчас город живет по версии, утвержденной в 2018 году. Но время идет, и за пять лет, хоть срок вроде и небольшой, мы пережили множество событий — от небольших, не всегда заметных глазу, до исторических, которые, уже вошли в школьные учебники.
Пришло время сверить часы и скорректировать планы. Все ли учли разработчики стратегии — специалисты питерского института, для которых наш города — лишь проект на бумаге?
«Сильный, удобный, привлекательный» или коротко СУП — девиз одной из предыдущих стратегий развития города, который в нынешней версии звучит уже куда виртуозней — «Инновационный центр с диверсифицированной экономикой, молодой и активный город с высоким уровнем качества жизни и духовно-нравственными ценностями». В эту сложную для восприятия формулировку разработчики попытались «упаковать» будущее Сургута. Обо всем по порядку. Главная ставка — и это уже традиция, переходящая из одной редакции стратегии в другую, — инновационный научно-технологический центр, выросший из идеи создания в городе кампуса.
«На этой неделе глава зарезервировал территорию под создание кампуса. Поэтому надо это все сейчас структурировать, вносить в стратегию и реализовывать», — говорил заместитель главы Сургута Алексей Сафиоллин в 2013 году.
Пророческие слова, сказанные 10 лет назад, воплотились в жизнь в этом году. На территории будущего НТЦ забили первую сваю, а на днях стало известно, что хоть здания геномного центра — одного из ключевых объектов — еще нет, его работа уже идет. В банк поступили первые образцы ДНК северян. Уже одно это событие внушает некую уверенность, что этот научный кластер будет не просто фантазией. Ведь на него, помимо основной задачи, возлагают и другую — помочь городу перейти от сырьевой и перерабатывающей экономики к диверсифицированной. В будущем, как это представлено в стратегии, именно наука и креативные индустрии должны составить конкуренцию нефтяникам и газовикам, создав больше 100 тысяч рабочих мест.
«От реализации этого проекта должен получиться громадный синергетический эффект, люди, которые заняты там работой, придумывая какие-то разработки, новшества, что уже по себе есть креатив, будут создавать под собой предприятия, которые эти разработки будут внедрять», — отметил заместитель главы Сургута Артем Кириленко.
Следуя свежим веяниям, не стоит забывать и старый-добрый производственный сектор. Для сургутян, особенно преклонного возраста, которые помнят, как строился Сургут и которые сами его строили, конкретный продукт под конкретный запрос потребителя куда более реален, нежели интеллектуальная собственность. Пойди измерь ее в штуках или тоннах.
«У нас можно фармацевтическую фабрику создать, для женщин работа, у нас много природного сырья. Я слушаю, в других городах… Казань уже лопается от предприятий, Ульяновск, Москва, Питер, а мы вот здесь», — подчеркивает Валентина Гуменюк.
Ну и формулировка, которая уже стала притчей во языцех: Сургут — транспортный логистический центр. Такому статусу город обязан своему крайне удачному географическому местоположению и тому факту, что
«Кроме того, что мы географически находимся на пересечении транспортных путей, по авиахабу
Главный капитал — это люди. Вот еще один тезис, который красной нитью проходит через все редакции всех
«Не очень понятно — компактный, при этом развивающаяся в сторону Нефтеюганска агломерация, человекоцентричный, при этом высотное строительство. При этом, насколько я знаю, у многих жителей мечты иметь свой участок и дом», — подняла тему Наталья Тимофеева.
«Преимущество будет отдано многоэтажной застройке. При этом подход такой, чтобы одновременно не росли микрорайоны небоскребов, а чтобы рядом было жилье разной этажности», — ответил ей Артем Кириленко.
Сургутяне по сравнению с жителями других северных городов народ довольно избалованный — точно знают, как измерить качество жизни в городе. Помимо очевидных требований к уровню достатка и жилья, подавай все в шаговой доступности — школы и кружки, чтобы пешком дойти, чтобы рядом спорткомплекс, а через квартал — театр или концертный зал. А если надо куда подальше, за пределы ареала обитания — чтобы непременно туда вели тротуары, велодорожки, гладкие дороги, по которым без заминок хотят автобусы каждые 10 минут.
«В центре у нас более-менее развито все, люди могут обеспечить свои потребности в культуре, в отдыхе, в приятном ландшафте, а давайте возьмем окраины города. Машиной не проехать, тут не пройти, это
Но не только материальные ценности должны быть отражены в стратегии развития Сургута, но и духовные. То, что не посчитать, не пощупать, не потрогать. Это и память о первопроходцах, о грандиозных стройках, о героях труда и складывающиеся годами традиции музейного дела, театрального, музыкального, педагогического, воспитательного…
«У нас два прекрасных театра без здания. Ну сколько будет мучиться „Петрушка“?! В эту программу духовно-нравственного воспитания можно включить все: учреждения культуры, музей, проекты по поводу комсомольских строек, и тех традиций которые присущи только Сургуту, не моногородам, а нашему Сургуту», — высказалась Ирина Сердюкова.
Как сплетутся материальное и духовное, оправдаются ли возложенные надежды на флагманские проекты, удастся ли реализовать все задуманное — жить по новой стратегии Сургут начнет со следующего года и до 2036 года или … до следующей редакции. За каждым словом, каждым вопрос и предложением сургутян по стратегии развития стоит одно простое желание — жить в городе, которым можно гордиться и из которого, несмотря на суровый климат, не хочется уезжать.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале