Как земские учителя помогают восполнить дефицит педагогов в Сургутском районе
5 октября представители одной из самых нужных, гуманных и ответственных профессий — педагоги отмечают профессиональный праздник. От учителей во многом зависит, каким будет наше общество завтра, их ежедневная работа связана с максимальной самоотдачей, ведь мы доверяем им самое дорогое — своих детей. В торжественные моменты не принято говорить о проблемах. Тем не менее они есть, в первую очередь — кадровая. По данным Министерства Просвещения, дефицит учителей, в зависимости от региона, составляет от 1 до 10 процентов. Есть и такой момент, как старение педагогических коллективов — доля пенсионеров составляет не менее 40 процентов. Конечно, все это острее ощущается в малых городах и сельской местности. С 2020 года в России работает программа «Земский учитель». Она позволяет привлечь специалистов в небольшие населенные пункты численностью до 50 тысяч человек. Сургутский район с первых дней пользуется этой новой возможностью закрыть школьные вакансии. Насколько успешно у него это получается?
Преподавателя математики Юлию Викторовну можно назвать первопроходцем. Она — одна из первых участников программы «Земский учитель». Сейчас уже есть опыт и отзывы о ней реальных педагогов. А четыре года назад это был своего рода эксперимент. Юлия — жительница почти миллионного города — Тюмени без колебаний с ним простилась и поехала в маленький северный Лянтор. Оказалось, что для многодетной мамы он гораздо комфортнее. Время, которое тратили на дорогу, теперь можно посвятить общению.
«В большом городе проблематично в том плане, что нужно тратить время на проезд: отвезти ребенка в садик, забрать его. На это два часа жизни уходит. У маленького города свои преимущества. Здесь мы все друг друга знаем. Я знаю многих родителей, прихожу на почту, и там родители, захожу в магазин, и там тоже мы общаемся», — сказала учитель математики Юлия Валын.
Зарплата заметно выше, чем в Тюмени. Плюс двойное жалованье при трудоустройстве. А главный бонус, который получает учитель, приехав работать в село или небольшой город — миллион рублей. Деньги перечисляют сразу, но при этом у педагога есть обязательство — отработать не менее пяти лет. С тех пор, как запустили программу, в Сургутский район приехали около десяти новых педагогов. Только в лянторскую школу №6 по программе «Земский учитель» устроились трое.
«Самое главное, чтобы педагог закрепился, это, конечно же, комфортное пребывание и условия при трудоустройстве, вливание в коллектив, быстрое адаптирование к тем условиям и традициям, которые сложились как в поселении, так и внутри школы. Поэтому здесь мы акцентируем на наставников, которые закреплены в образовательной организации. Они имеют возможность в чате задавать вопросы по организации труда, по взаимодействию с родителями и с обучающимися. Сегодня то, что волнует педагога, он может узнать у педагога-наставника из любого учреждения Сургутского района», — прокомментировала директор департамента образования администрации Сургутского района Ольга Кочурова.
Пятилетний срок, который Юлия, по условиям программы, должна была отработать, подходит в концу. При желании можно было бы вернуться в Тюмень. Но за четыре года уже здесь обосновались, «прикипели». Старшая дочь решила, что остаться в Югре гораздо перспективнее. Тем более что многие ее бывшие земляки годами ездят «на севера» по вахтам.
«Несмотря на то, что, когда мы переезжали, это была небольшая психологическая травма для ребенка — из большого города приехать в маленький. Но преодолев этот путь, она уже потом осознала, нашла свои плюсы и решила, что зачем же я буду уезжать, если можно здесь себя применить, зачем мне уезжать, чтобы потом возвращаться» — отметила Юлия Валын.
Стать участником программы «Земский учитель» можно только на конкурсной основе. Победить — все равно что вытянуть счастливый билет. Чем привлекательнее территория, тем больше желающих. Например, в Сургутском районе иногородним специалистам в течение трех лет еще и компенсируют аренду жилья — а это весомый аргумент для соискателей. Победителей определяет региональная комиссия, на основе рейтинга.
«В этом году у нас, допустим, приехала целая семья, где учитель математики высшей квалификационной категории. То есть понимаете, что это не просто учителя, а лучших учителей выбирают, и нас это, например, спасает. Мы который год ищем учителей математики», — пояснила заместитель директора МБОУ «Лянторская СОШ №6» Галина Ядрышникова.
Острый дефицит по стране и в «физиках», и в педагогах по биологии и химии. Ольга — тот самый долгожданный «математик», которого шестая школа нашла благодаря «Земскому учителю» аж в Тыве. Более того, с ее приходом в коллективе появился еще и преподаватель английского — это муж Ольги. Ехать в такую даль супругам было страшновато. Думали, попадут в глушь. И были приятно удивлены, увидев благоустроенный город.
«Мне город понравился. Он хоть и маленький, но тут все есть в шаговой доступности. Когда я занималась со своим классом, я увидела, как много здесь возможностей для детей. Именно для спортивных достижений: есть карате, бокс. Очень много возможностей для детей, чего у нас не было», — отметила учитель математики Ольга Хоокуй-Оол.
В отличие от своих коллег, Елизавета не из большого города, а из маленького, практически умирающего села на Дальнем Востоке. Для учительницы начальных классов перспектив на родине не было. Смелая девушка собрала вещи, взяла дочку и буквально с двумя чемоданами приехала в Лянтор.
«Мне хотелось и поменять место жительства. Я понимала, что в Удмуртской области, к сожалению, не смогу этого сделать. И я просто искала разные вакансии, как на сайте „Земского учителя“, так и просто в интернете. И нашла данную вакансию, отправила все необходимые документы и потом получила звонок от директора школы. Такой долгожданный звонок. Очень счастливый», — вспомнила учитель начальных классов Елизавета Шелопугина.
Как у любого человека, который решается на серьезные перемены, у Елизаветы тоже были определенные страхи. Доброжелательно ли встретит коллектив? Как адаптируется в новом климате ребенок? И вообще, будет ли новое место по душе?
«Внутренне мне было очень сложно настроиться на то, что мы уезжаем, и здесь никого нет из близких и родных. Было страшно, что может быть в коллективе как-то не получится подружиться. Но все мои переживания оказались напрасны, потому что в коллективе у меня прекрасное отношение с коллегами. Я обрела себе друзей», — добавила учитель начальных классов Елизавета Шелопугина.
По словам директора местного департамента образования, в последние годы в Сургутском районе наметилась тенденция на «омоложение» и обновление кадров. Только этом году в школы поселков пришли 25 молодых специалистов. Кстати, заявляться на участие в программе «Земский учитель» можно только до 55 лет.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале