Как югорский «Дух огня» объединил страны и континенты в разгар санкций

12:00 15.03.2025 4201 просмотров

Самым громким международным событием месяца без преувеличения стал фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». В этом году он побил рекорд по числу участников. Свои работы прислали режиссеры из 45 стран. Жюри отсмотрело более 500 заявок. В их числе работы из США, Канады, Западной Европы — и все это в разгар антироссийских санкций и фактической изоляции нашей страны. Почему «Дух огня» оказался вне политики? Как фестивалю удалось объединить страны и континенты?

Сфотографироваться со звездой мирового уровня, обольстителем женских сердец и просто хорошим актером Милошем Биковичем, пообщаться с Леонидом Каневским, взять автограф у Ирины Розановой. Сложно поверить в то, что у любого жителя сибирской глубинки раз в год есть возможность стать частью большого светского события. Для этого даже не нужно тратиться на билет. Зрителям красной ковровой дорожки «Духа огня» все это доступно бесплатно.

С десяток объективов ослепляют вспышками столичных и зарубежных звезд, щелкающие звуки фотоаппаратов создают свою особую симфонию. Количество постоянно перемещающихся камер даже сложно сосчитать. Атмосфера не уступает церемонии «Оскара». Но аплодисменты публики здесь достаются не только состоявшимся кинематографистам, но и начинающим режиссерам. Для них это момент триумфа.

«Я первый раз в России, первый раз в Ханты-Мансийске, но для меня это очень важный шанс, важная возможность поучаствовать в этом фестивале, потому что еще раньше я узнал, что это платформа для международного кинопоказа, кинообмена. Здесь встречается кино из разных уголков мира. И я этого очень ждал, я очень ждал этого участия. Я очень рад и счастлив поучаствовать в фестивале», — говорит китайский режиссер Фэй Юй Ляо.

«Дух огня» для молодых «киношников» — очень серьезный старт. Это выход на международную арену, возможность «прощупать» российского зрителя из регионов, в конце концов — раскрутить авторскую картину, получив средства на ее продвижение. Так, режиссер из Китая после восторженной реакции юной публики на свой фильм, задался целью выпустить его копию с профессиональной русской озвучкой для запуска на широкую аудиторию.

«Это одна из главных задач и миссий фестиваля дебютного кино — познакомить молодых кинематографистов, потому что именно в такой неформальной обстановке, в общении складываются и творческие тандемы, знакомятся авторы с режиссерами, режиссеры с актерами, а потом появляются фильмы, поэтому „Дух огня“ в десятке первых фестивалей дебютного кино», — считает представитель киностудии «Ленфильм», заслуженный работник культуры России, продюсер Ольга Аграфенина.

Сегодня «Дух огня» — это не только платформа для дебютантов. Ее роль шире. В том числе и в политике. Благодаря открытости организаторов, в Югре удалось создать уникальную международную площадку. Регион стал территорией, где собрались деятели искусств с разных континентов вне зависимости от политических взглядов руководства их стран.

«Сегодня кино — это тот язык общения, который понимают во всем мире. И многие работы были как раз посвящены тому самому языку, который снимает абсолютно все барьеры между людьми, между народами, между культурами. Это, наверное, тот самый результат, который мы вместе с нашими коллегами из Министерства иностранных дел, с организаторами конкурса, все вместе получили. Это тот эффект, который раскрывает нас, как регион, как страну. Лично общался со многими, говорят, что узнали совсем по-другому русских людей», — рассказывает губернатор Югры Руслан Кухарук.

Сингапур, США, Корея, Япония, Тайланд, Колумбия, Индия, Иран — каждого гостя встречали в Югре с одинаковой теплотой. «Духу огня» удалось поставить рекорд по числу иностранцев на фестивале. Для большинства из них с этого холодного, но радушного края, и началось знакомство с Россией. Сибирский колорит оценили все, а заодно с удовольствием поделились своим — фильмы участников раскрывали в том числе культуру и ценности других народов, стирая границы между государствами.

«Именно это я и хотел сказать, именно так я и думаю, что это одна из целей кинематографа. Он не имеет никаких границ, рассказывает о твоем родном искусстве, культуре. Ведь то, что у тебя на сердце, не имеет никаких границ», — говорит колумбийский режиссер Фелипе Холгин Каро.

Современный «Дух огня» даже породил новый термин — кинодипломатия. Именно так феномен югорского фестиваля описывают представители российского МИДа. По словам федеральных чиновников, это серьезнейший вклад во внешнюю политику страны, которую принято называть культурно-гуманитарной дипломатией.

«В культурно-гуманитарной дипломатии мы не оглядываемся на геополитику. Наоборот, это то, что существует независимо от геополитики. Это та созидательная функция дипломатии, которая существует независимо от внешнеполитической настройки, как бы это странно ни звучало. И именно такие площадки, которые дают возможность общаться представителям всех стран, дружественных, или правительства которых проводят недружественную политику, мы аплодируем тому, что они у вас есть, что вы с ними взаимодействуете, что независимо ни от чего вы их привлекаете, они приезжают», — отмечает директор департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александр Алимов.

За пять дней фестиваля некоторым его участникам удалось разглядеть в Югре не просто пьедестал для демонстрации своего таланта, но и площадку для творчества. Режиссеры отметили регион, как место производства кинолент. Для этого здесь есть даже необходимое оборудование, человеческие ресурсы креативного кластера и главное — органичные пейзажи.

«Вот я иногда смотрю фильмы других стран, где они пытаются изобразить тайгу или какие-то другие природные явления. Это сразу подкашивается вера к этому всему. А здесь вот Виталий Вячеславович Мельников снял фильм „Агитбригада «Бей врага!“, он же показал эти просторы, он же показал возможности этой природы. Понимаете, в фильме должна быть картинка, должен быть объем. А здесь он есть», — говорит российский журналист, сценарист, писатель, режиссер Анатолий Аграфенин.

Идею превратить живописные уголки региона в большую съемочную площадку поддерживают и местные власти. Для округа это, конечно, престиж, дополнительные инвестиции, а еще узнаваемость, которая повлечет за собой неочевидные, но приятные последствия, уверены представители нефтегазового сектора.

«Сейчас сложилось так, что для нас поиск людей является одной из главных проблем бизнеса. Нам казалось, что от нас не уходят, а это не так, к сожалению. Мы сейчас конкурируем с банковским сектором, с IT, мы сейчас конкурируем с „оборонкой“, где хорошие зарплаты, интересная работа и так далее. И мы должны думать, как сделать так, чтобы люди хотели у нас работать», — рассказывает начальник департамента по корпоративным коммуникациям и региональному развитию ПАО «Газпром нефть», член оргкомитета фестиваля «Дух огня» Александр Дыбаль.

Снимать фильмы про человека труда. Именно это предлагают режиссерам в поисках идей для своих картин. Героями современности должны быть нефтяники, инженеры, ученые и исследователи. Такой персонаж будет интересен не только жителям постсоветского пространства, но и тем, кто привык к голливудским сюжетам. Это общемировая ценность. А популяризация таких кадров, в теории, сможет закрыть и потребности работодателей, уверены спонсоры фестиваля.

«Ученые, исследователи, высококвалифицированные рабочие — они просто как класс отсутствуют в кино. Ну скажите хотя бы одного персонажа российского кино, который бы был инженером? Я, честно говоря, не знаю. Американского знаю — Железный человек», — говорит Дыбаль.

Американское это кино или российское, китайское или иранское, в современном мире ценности и смыслы, по большому счету, для авторов общие. Чтобы понять это, можно даже говорить на разных языках. Достаточно уметь профессионально доносить свои идеи на языке кино. Это порой работает лучше переводчиков и дипломатов.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше. Что это?