Изменения в образовании: как отреагировали учащиеся и педагоги Сургута

11:41 07.09.2024 8371 просмотров

1 сентября — праздник или драма? Главная тема этой недели — начало учебного года. Касается она не только школьников и студентов, но и их родителей. Позади — беспечные каникулы, впереди — долгие месяцы забот, упорного труда, бессонных ночей при подготовке к зачетам и экзаменам. Но это и встречи с друзьями, любимые уроки, радость от хороших оценок. Волнительно и педагогам. Особенно тем, кто встречает первоклашек и будущих выпускников. В День знаний в Сургуте сели за парты около 63 тысяч мальчишек и девчонок — это на тысячу больше, чем в прошлом. По числу первоклашек вновь лидирует 9-я школа, где сформированы аж 33 первых класса. Почти половина — в новом, 4-ом корпусе, который сдали весной — и сейчас он впервые принял учеников. Школа — как высшая, так и средняя продолжает реформироваться. Перемены в стране и в сознании людей неизбежно отражаются и на образовании. Главный запрос общества — это возрождение лучших традиций российской педагогики, приоритет семейных ценностей, патриотизм.

«Педагогическая общественность ожидала эти изменения. Они коснутся основного и среднего образования. Это введение новых предметов — таких как „Основы безопасности и защиты Родины“, «Труд», «Технология». Изменения коснулись образовательных программ в таких предметах, как география и литература», — сказал заместитель директора сургутского естественно-научного лицея Алексей Боровинских.

«Все это назрело и актуально, я очень рад, что все эти новации введены, очень своевременно», — пояснил заместитель директора гимназии «Лаборатория Салахова» Алексей Стерхов.

На этой неделе прошли первые обновленные уроки. Как у школы получается внедрять инициативы министерства образования, готовы ли к ним педагоги и как эти перемены встречают ученики — журналист СургутИнформ-ТВ увидел, побывав в одной из сургутских школ.

Не секрет, что не все школьники любят физкультуру. Ведь сейчас гораздо больше времени они проводят у компьютера, чем во дворе. Отсюда и лишние килограммы, и слабая физподготовка. Но в этом году Министерство просвещения решило выйти за рамки привычного формата и предложило ряд спортивных модулей, которые должны разнообразить уроки. И действительно, дети теперь ходят на физру с удовольствием.

В списке возможных модулей — гольф и дзюдо, теннис и скалолазание, мини-футбол и перетягивание каната, и даже ушу — всего более 10 позиций. Некоторые виды спорта в этом списке требуют специальных площадей или оборудования. Поэтому образовательная организация может выбирать, учитывая свои возможности. 45-я школа решила возродить практически забытую русскую командную игру — лапту.

«Из нового модуля взяли русскую лапту и просто внедряем ее на базе нашей школы, потому что она лучше подходит нам по условиям. Никакого оборудования и специнвентаря не нужно. Спортивная площадка у нас отличная, теннисные мячи и биту приобрели, и все», — уточнила учитель физкультуры Светлана Гончарук.

Это не значит, что весь урок целиком ребята будут посвящать мини-футболу или перетягиванию каната. Сдачу нормативов по прыжкам и отжиманиям, а также привычные всем волейбол и лыжи никто не отменял.

Еще одно новшество — обновление предмета «ОБЖ». Теперь он будет называться «Основы безопасности и защиты Родины». Основное отличие — в появлении элементов начальной военной подготовки, включая строевую, огневую и техническую. Это правила оказания первой помощи в боевых условиях, безопасного обращения со стрелковым оружием и даже способы защиты от беспилотников. Идет первый урок — интересно даже девчонкам.

— Прикольно. Мы хотим, интересно иметь об этом какое-то представление.

— Может, будет практическая часть, тоже интересно. Когда тот же самый автомат собрать-разобрать. Может, какая-то физическая подготовка, было бы очень полезно и интересно.

Начальная военная подготовка, действительно, предполагает большее количество практических занятий. В 45-ой школе, например, есть свой тир и полоса препятствий.

«Данный предмет — ОБЗР — он, на мой взгляд, имеет в своем содержании три слагаемых: основы безопасности жизнедеятельности, НВП и патриотическое воспитание детей. На базе нашего образовательного учреждения мы запросто можем все это реализовать», — считает директор СОШ №45 Наталья Шинкаренко.

В школы вернулся урок труда. Название взяли из советской школы, а содержание — напротив, актуализировали под день сегодняшний. Предмет будет включать несколько модулей, в том числе компьютерную графику, робототехнику, 3D-моделирование и прототипирование. Традиционные «обработка материалов и пищевых продуктов», конечно, тоже останутся. Ведь эти навыки ребятам могут пригодиться и в быту, и в профессии. Тем более сейчас — огромная потребность в рабочих специальностях. Михаил рассказывает, что на уроках технологии научился выпиливать лобзиком, работать на токарном и фрезерном станках.

«Для мужчины это самый классный предмет будет, тебе интересно, как гвоздь забить, что-то попилить, сделать. Хороший урок», — отметил Михаил.

«Я не припомню ни одного года, когда бы предмет технология не менялся: либо учебник менялся, либо содержание. Иногда значительные, иногда не очень, но изменения были всегда», — прокомментировал учитель труда Сергей Герасев.

Один из современных трендов — отсутствие строго разграничения на «девчоночьи» и «мальчишечьи» группы. Девочки, при желании, могут заниматься с мальчиками и наоборот. Такие примеры есть, хотя и единичны. Теперь мальчишки и девчонки будут ненадолго «меняться кабинетами». Пацанов научат готовить себе простейший завтрак, а девушек — безопасно обращаться с электричеством.

«В программу вносим такие изменения. Девочек отправляем к мальчишкам элементарно электричество изучить — розетку, лампочку поменять, а мальчики идут сюда, и мы с ними пришиваем пуговицы, элементарные стежки, строчки простейшие», — рассказала учитель труда Лариса Бурдукова.

Абсолютно новый предмет в расписании — семьеведение. Старшеклассников будут учить конструктивному общению и грамотному разрешению конфликтов, умению вести бюджет, расскажут о значимости и преимуществах семьи и рождения детей в жизни каждого человека. По статистике, 80 процентов заключенных браков в России распадаются, эту ситуацию нужно менять. Семьеведение будут вести учителя обществознания, также привлекут психологов и представителей духовенства. В департаменте образования уверены, что школа с новым курсом справится.

«Семьеведение для нас вообще не проблема, потому что Сургут впереди планеты всей, мы уже реализовали курс „Основные семейной жизни“ на уроках 10-11 классов. Как раз есть практика, чтобы дальше продолжить семьеведение. Очень соприкасаются эти курсы», — добавила директор департамента образования администрации Сургута Ирина Замятина.

Есть небольшие, но принципиальные изменения и на уроке географии. Это новые карты нашей страны. Сюда включены 4 новых региона. Как и при каких обстоятельствах они вернулись в Россию, расскажет педагог.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ