Инженер, врач, педагог: какие профессии выбирают школьники Сургутского района
Школьную программу вновь ждут изменения. С 1 сентября 2025 года обществознание отменят. Точнее, он останется только у 9-клашек. Из расписания 6, 7 и 8 классов его уберут. Освободившееся место займет новый модуль «История родного края».
Интересно, как это отразится на профориентации? Дело в том, что «общество» — самый популярный предмет при сдаче ЕГЭ на протяжении многих лет. С ним можно поступать на юриста, экономиста, рекламу и другие гуманитарные специальности.
Впрочем, предпочтения у школьников медленно, но все-таки меняются. В Сургутском районе, например, профильную математику раньше сдавали единицы, а сейчас одиннадцатиклассники с ней очень неплохо справляются. Какие профессии теперь выбирают выпускники в районных поселениях, расскажем далее.
В 11Д идет физика. Учитель объясняет природу колебаний — важная тема для будущих технарей. У самих ребят по поводу профессии колебаний нет. Около 10 часов физики в неделю, плюс столько же математики — значит, дорога в инженеры. Алексей будет поступать в университет наноэлектроники. Он мечтает создать такое оборудование, которое позволит нашей стране делать свои микрочипы, контроллеры и процессоры.
«Меня заинтересовала микроэлектроника, так как именно с ней в России большие проблемы. Если произойдет прорыв в микроэлектронике, то мы сможем отказаться от закупа их в Европе и в Китае, и на Тайване. Электроника станет гораздо дешевле», — рассказывает ученик Солнечной школы №1 Алексей Таможников.
Год назад один из выпускников Солнечной школы поступил в Петербургский университет аэрокосмического приборостроения. Возникла идея открыть авиационный профильный класс, тем более что в России начала мощно развиваться новая отрасль — производство беспилотников. Учиться интересно: увлеченный педагог, большое количество практических занятий, плюс есть уроки авиамоделирования.
«Нам вначале все, конечно, объясняют в теории, а когда на практике видишь все эти маятники, цепи, прям интересно становится», — делится ученица Солнечной школы №1 Екатерина Литау.
Если раньше в школах открывали с десяток разных профилей, то сейчас их осталось всего пять. Инженерный класс и физмат — не одно и то же, и названию приходится соответствовать. Помимо учебной программы чем-то нужно наполнять внеурочную деятельность. Прежде каждая образовательная организация решала этот вопрос самостоятельно. Возможно, не всегда удачно. Теперь есть федеральный стандарт, который служит ориентиром.
«Хотелось бы сказать, что сейчас в образовательных программах на уровне Российской Федерации четко простроена внеурочная деятельность под каждый профиль. И вот полтора года назад, уже будем так считать, когда только ФОПы — федеральные образовательные программы, были утверждены, конечно, как-то стало все более понятно, что именно должно быть в классе, — рассказывает заместитель директора департамента образования администрации Сургутского района Елена Суровцова. — Например, социально-гуманитарном, что должно быть в классе технологическом, то есть какие экскурсии лучше проводить, какие занятия проводить».
Старшеклассники все чаще отдают предпочтение IT-специальностям и поступают в технологические классы.
Еще один лидер — хим-био. С такой подготовкой можно пойти на психолога, эколога, и, конечно, на врача. Сейчас медицинские классы есть в Федоровском и Лянторе. Ребята не только изучают естественно-научные дисциплины, но и общаются с докторами, наблюдают, как проходит прием пациента, учатся делать перевязки и даже внутривенные инъекции.
Своевременная школьная профориентация дает возможность составить более реалистичное представление о профессии и не совершить ошибку, делая судьбоносный выбор.
«Многие, кстати, ребята идут не только в медицину, но и на „нефть“, которой нужна химия, — отмечает учитель химии Федоровской школы №5 Наталья Парфенова. — Многие ребята поступают в биологию, психологию служебной деятельности. В этом году девочка у меня поступила в СурГУ, выпускница 11-го класса. Наши ребята поступают в различные другие учебные заведения: это Санкт-Петербург, это и Омск, это и Томск, Курск».
Новшество в системе образования Сургутского района — психолого-педагогические классы. Преподаватели начали готовить молодую смену. Мальчишек и девчонок, желающих посвятить себя благородной миссии учителя, оказалось даже больше, чем ожидали. А, значит, педагогика вновь становится престижной, перспективной профессией.
«В них преподавание идет основ психологии, основ педагогики, — рассказывает заместитель директора департамента образования администрации Сургутского района Елена Суровцова. — Они пытаются уже сегодня проводить какие-то мини-уроки. Есть наставники из числа педагогов, поэтому это замечательно. Вообще сейчас среди 10-11 классов у нас 6 таких классов».
Не теряет популярности и социально-гуманитарный профиль: сюда поступают будущие социологи и журналисты, маркетологи и пиарщики, историки и специалисты по международным отношениям. При этом практически в каждой школе есть и универсальный класс — для тех, кто пока не определился. До последнего звонка еще есть время.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале