Ничем не испугаешь. Насколько сказывается на безопасности пассажиров сегодняшний контроль в сфере перевозок?

18:59 27.03.2015 Происшествия 3380 просмотров
Фото: СургутИнформ-ТВ

    Вина очевидна, ответственности никакой! Всю неделю Сургут обсуждает, какое наказание ждёт водителя маршрутного такси, по вине которого в ДТП пострадало 10 человек. Самое удивительное, что виновнику может грозить всего-то лишение прав на 3 года. Переломы, ушибы, несколько операций. Если все эти травмы не будут признаны тяжёлыми, шофёр-лихач отделается, по большому счёту, лёгким испугом.

    Как бы цинично это не звучало, но нет тела, нет и дела, имеется ввиду, уголовного. Но если травмы всё-таки признают тяжёлыми, то дело будет. И горе-водитель может лишиться не только прав, но и свободы, так же на 3 года. Правда, пока особых предпосылок к такому развитию событий нет.

     «Однозначно, вина водителя есть, в какой степени — это будет определяться. То есть никто другой не способствовал данному происшествию, помимо самого водителя. Исходя из того, что он нарушил, будет установлено степень его виновности и кроме этого так же будет известна его ответственность по тем данным, то есть по лечению пассажиров, часть из которых госпитализирована и в зависимости от того, какие телесные повреждения они получили. Если получили средний вред тяжести здоровью, то, соотвественно, там вплоть до лишения права управления»,- прокомментировал Евгений Духовников, заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту.

    Со слов очевидцев, водитель маршрутки пытался объехать пробку, но автомобиль занесло, и он перевернулся. У пострадавших пассажиров в основном переломы конечностей и ушибы. Из 10 пострадавших четверым понадобились операции. Сегодня людей уже выписывают. Те, кто остаётся в местном трамвцентре, идут на поправку. Как говорят в ГИБДД, водитель микроавтобуса более 10 раз привлекался к ответственности за нарушения правил дорожного движения. Хотя живет здесь не так давно, уроженец Дагестана зарегистрирован в поселке Белый Яр с 2013 года и работает в компании «ЮграТрансСервис». К слову, и сама фирма-перевозчик стоит на особом контроле в автоинспекции.

     «У него были нарушения. То есть он попадал в поле нашей деятельности за тот момент, когда он стал работать именно по путевому листу в данной организации, привлекался свыше 10 раз за различные нарушения ПДД. В конце февраля мы данную организацию привлекали к ответственности как юридическое лицо, и с конца года она у нас привлекалась около 10 раз к административной ответственности, привлекались должностные лица. То есть данная организация у нас на контроле постоянном, но тем не менее водители допускают нарушения ПДД»,- добавил Евгений Духовников.

    Надо сказать, что сургутские водители маршрутных такси ответственностью на дорогах в большинстве своём не отличаются. С начала года автоинспекторы уже привлекли около 500 человек за несоблюдение правил дорожного движения, в 2014 таких нарушителей было меньше почти вполовину. В своеобразный ТОП нарушений водителей маршруток входят пересечение перекрёстков на запрещающий сигнал светофора, разговоры по мобильному телефону и не пристёгнутый ремень безопасности.

     «Водитель изначально себя вел немного неадекватно. На остановке „Аура“, где он должен останавливаться вне зависимости оттого, есть люди или нет, он просто пролетел мимо и все»,- вспоминает пострадавший в том ДТП Денис Васильев.

    Все эти детали- где водитель маршрутки останавливался и как себя вёл, Денис Васильев начал вспоминать уже на больничной койке. Именно так — палатой в травматологии- закончилась для него обычная поездка на маршрутке из города в посёлок Белый Яр. Привыкшие ещё и не к такой езде пассажиры при совершении водителем странных манёвров, внимания на них по началу даже не обратили.

     «Он съехал на обочину, решил поехать по обочине, а там лед с камнями. И он решил обогнать, съехал и решил перестраиваться обратно на дорогу. Но машину начало заносить очень сильно. Машина завалилась на бок, нас потом еще хорошо так прокатило метров 20, может. Водитель, видимо, просто растерялся, потому что чувствовалось, машина когда уже начала уходить взанос, он еще поджал газ и, собственно, поэтому машина только перевернулась. Навскидку скорость была километров под 90-100, мне говорят что даже и больше»,- рассказывает Денис.

    Он, можно сказать, легко отделался. У него перелом предплечья со смещением, из 10 пострадавших он не самый тяжелый пациент. Троим пришлось делать операции экстренно, всего же в больнице сейчас остается 8 пассажиров этой маршрутки.

     «Черепно — мозговые травмы практически у всех, которые приходилось обрабатывать, зашивать и т.д., переломы и ушибы»,- констатирует Ирина Цхададзе, пресс-секретарь «Сургутской клинической травматологической больницы».

    Из 19 человек, находившихся в момент аварии в маршрутке, пристегнут был только один, как говорят в таких случаях, -виновник торжества, водитель. Поэтому, собственно, и не пострадал. На остальных сидениях, по словам Дениса, ремней, в принципе, не было, а несколько человек ехало стоя. Мало того, даже пассажирские кресла в микроавтобусе практически не были зафиксированы как следует. И когда маршрутка завалилась на бок, все внутри буквально смешалось. На Дениса вначале упал мужчина, сидевший через проход, а сверху- сидение.

     «Сразу начали орать- давайте без паники, давайте как-то  эвакуироваться, естественно, сразу начали выбивать люк. Задние двери, которые, по идее, предназначены для эвакуационного выхода, вообще не открывались»,- утверждает Денис.

    В общем, и сам микроавтобус, мягко говоря, не отвечал требованиям безопасности, и водитель — лихач со стажем. На его счету с десяток нарушений ПДД только за последние несколько месяцев. И он, надо сказать, не исключение. Таких профессионалов, в кавычках, на сургутских дорогах вагон и маленькая тележка.

    -Так иногда лихачат! И там нет ремней.

    -Водители ведут себя отвратительно! Потому что они нарушают правила дорожного движения.

    -У них ремни не работают. У них сиденья то не нормальные, не то, что там пристегнуться. Вы бы видели, вы бы зашли внутрь и посмотрели, в каком состоянии, вообще, маршрутка! Двери на ходу открываются, люди вываливаются!

    Так отзываются о водителях и их транспорте сургутяне. Поездка на маршрутных такси в Сургуте — приключение для любителей экстрима. Автоиснпекторы, кончено, как-то  с этим борются — штрафуют, проводят профилактические беседы, проверки. Владельцы фирм — перевозчиков в ответ жалуются на жуткую конкуренцию и дефицит кадров. Мол, приходится сажать за баранку тех, кто есть на рынке. Но воз этот, как и прежде, скачет на всех парусах по обочине правил безопасности.

    Стоит отметить, что этот сегмент пассажирских перевозок претерпел значительные изменения за последние годы. В первую очередь, здесь всё-таки появился контроль. И, по словам всех участников этого рынка, от чиновников до водителей, контроль серьёзный. Минимум раз в неделю сотрудники департамента городского хозяйства совместно с ГИБДД проверяют как сами маршрутки, так и соблюдение ПДД их водителями; на дорогах со стороны инспекторов к ним тоже отношение особое; плюс ко всему, в каждой захудалой «Газели» сегодня установлен «Глонасс», чтобы была всегда под присмотром. Больше того, по договору с муниципалитетом, к следующему году частники должны заменить большую часть своего автопарка, и от вышеуказанных «Газелей» и следа не должно остаться.

     «Мы планомерно уходим от газелей, у нас только на 2-х маршрутах остались эти транспортные средства, а так поэтапно мы заменяем. В рамках мероприятий, которые были предложены концепцией, разработанной ставропольской проектной организацией, в 2014 году очень много мероприятий внедрили, у нас была оптимизирована маршрутная сеть, у нас были исключены дублирующие, убыточные, изменены схемы 10 маршрутов, которые пришли в новые микрорайоны»,- говорит Любовь Усанова, начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения ДГХ администрации г. Сургута.

    Правда, вопрос всё равно остаётся — а есть ли результат, ну или, если хотите, разница между тем, что было и тем, что стало? Видеозапись с привычной взору российского пассажира «Газелью» сделал корреспондент СТВ сегодняшним утром. Здесь даже ремни безопасности на переднем сидении зафиксированы почему-то под ним. И людей в салоне такое количество, которое разработчик даже в своих самых смелых фантазиях предположить не мог.

    И водитель маршрутки, как в анекдоте, в одной руке держит телефон, по которому разговаривает, а другой собирает деньги за проезд. И как он в этом случае управляет автобусом, остаётся только догадываться. Такому мастерству можно позавидовать. Или, наоборот, посочувствовать. Такая каждодневная эквилибристика — все-таки риск для жизни. Своей и других.

    Но могут ли они не рисковать? Понятно, что их заработок зависит от количества пассажиропотока в час. А этот самый пассажиропоток всегда совпадает с часами пик. Водитель маршрутки почти как тот самый волк, которого кормит его скорость. В городе, где больше 170 000 только зарегистрированных транспортных средств, и каждый год их количество увеличивается чуть ли не на 10%, ездить приходится буквально по закону джунглей — кто быстрее и наглее, тот, собственно, и прав. И тот же пресловутый жесткий контроль пока этому правилу не помеха.

     «У большинства таксистов нет регистрации, у некоторых нет водительских прав, а то, что частные „Газели“ не проходят необходимый ежедневный технический осмотр, а их водители медицинский, вообще, из ряда банальностей»,- это корреспондентами СТВ приходилось констатировать еще в 2003 году. То время сами сургутские перевозчики называют диким. Контроля абсолютно никакого не было. Купил знаменитую «Газель» и — на линию! Без проверок, медиков, путевых листов… В общем, кто как хотел и мог, так и ездил.

    Сегодня водители и их транспортные средства проходят все необходимые процедуры и практически всегда находятся под чутким надзором как чиновников, так и сотрудников ГИБДД.

     «У нас существуют определённые ограничения, когда данное транспортное средство перевозит пассажиров, нам регламентируется не задерживать его при движении на маршруте определённое время, то есть, соответственно, мы работаем с ними на конечных остановках. Уже в крайних случаях, когда есть какая-то техническая неисправность, тогда мы уже пассажиров высаживаем, пересаживаем их в другое транспортное средство и помещаем на штрафстоянку»,- говорит Евгений Духовников.

    Но этим, похоже, сегодня никого не испугаешь. Как говорят сами перевозчики, техники у каждого из них больше, чем водителей. О кадровых проблемах они говорят не первый год. И речь не столько о том, что за баранку посадить некого, а скорее о том, насколько этот кто — то готов возить людей.

     «Сейчас, чтобы водитель был профессионалом, это очень проблмно. Когда приходит, извините, через два месяца, он не знает не матчасть авто, ни элементарно как посмотреть аккумуляторные клемы, ни предохранители поменять. Это о чём говорит? Подготовка»,- высказывается Павел Рязанов, представитель транспортной компании.

    Всё это напоминает описание водителя маршрутки из какой — нибудь юмористической передачи а-ля Наша Раша. Азиат — нелегал, который и ездить-то толком не умеет. К счастью, с этой вакханалией в окружном правительстве решено бороться. С 1-го января иностранец не сможет сесть за руль маршрутки. Однако предприниматели считают, что это совсем не панацея.

     «Привлечение иностранных граждан даёт нам более обширное поле для выбора квалифицированных специалистов для управления ТС. Если сейчас это отойдет в сторону, ну тогда будем иметь ещё более плачевный результат, чем мы имеем сейчас»,- считает Константин Малюк, директора транспортной компании

    Ну а постоянную погоню за рублём в виде очередного пассажира перевозчики так же объясняют просто — низкими тарифами, установленными в регионе. 23 рубля за билет, по их словам, на грани рентабельности. И вот здесь возникает закономерный вопрос — а зачем вообще этот вид транспорта нужен, если чего не коснись- одни проблемы? Может, убрать их с городских улиц и заменить на привычные взору пассажирские автобусы?

     «Бюджет города этого не выдержит, маршрутные перевозки, а именно большого класса, это мероприятие убыточное. И во всей стране, и не только в нашей стране, а во всём мире именно перевозки пассажиров, именно городские, именно большим классом — это везде дотируемая отрасль»,- говорит Константин Малюк.

    Дотируемая — не дотируемая, но в большинстве цивилизованных стран как — то справляются с пассажирскими перевозками. Предположительно, маршрутки появились в США в 10-е годы прошлого столетия. По знаку ожидающего пассажира такой автомобиль мог остановиться для его посадки, а затем отвезти его по месту назначения. Само собой это ухудшило дорожную обстановку. Поэтому многие муниципалитеты и штаты, начиная с 15 года, этот вид транспорта стали запрещать на законодательном уровне. Как говорится, нет маршрутки, нет и проблемы.

Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 1
 »это очень проблмно» — опечатка в тексте

# 111 27.03.2015 19:21:06 0

НАВЕРХ