Имидж ничто, знания все! Есть ли смысл в искусственном ажиотаже вокруг записи в первый класс в сургутских школах?

20:20 02.02.2018 6669 просмотров

В школу с боем! В Сургуте на этой неделе прошел прием заявлений от родителей будущих первоклассников. Заранее были настроены на ажиотаж, по опыту еще прошлого года, руководители гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Готовиться к этому дню «икс» мамы и папы начали загодя. Правда, по-разному. Одни занимались детьми. Другие занимали очереди на порогах школ и дежурили ночами в машинах.

Конкурс на поступление в так некоторые называемые «престижные» школы в этом году доходит до 4 человек на место. И это в то время, как в иных образовательных учреждениях Сургута — в центре города, на протяжении ряда лет и вовсе недобор. Впрочем, к 1 сентября все устаканивается и налаживается.

Несмотря на острую потребность в новых школах, еще ни один первоклассник в Сургуте без места за партой не остался. Но кто из них получит лучшее место под солнцем в будущем? Родители убеждены: лишь обладатели заветного статуса ученика элитной школы. Все остальное второстепенно. И то, что ребенка придется, возможно, возить на другой конец города. И то, какая там программа обучения. Ну подумаешь, какой-то Эльконин-Давыдов… Если это и есть билет в успешное будущее наших детей, то не грех за ним и в очереди постоять. А может, руководствоваться в первую очередь интересами и возможностями ребенка?

Какой родитель возьмется поспорить с тем, что ради качественного уровня образования можно и на другой конец города поехать. Особенно, на пороге первого большого и самостоятельного пути ребенка длиной в 10 лет. Выбирая школу детям, взрослые, по сути, уже начинают определять для них будущее. Которое, очень хочется, чтобы было успешным.

«Во-первых я сам учился в 1 лицее, я знаю и преподавателей, и стиль преподавания, мне самому очень нравится и хотелось бы, чтобы ребенок тоже получил такое же образование достойное», -рассуждает сургутянин. Ради достойного образования сургутские родители будущих первоклассников не спали накануне дня Х — начала приема заявлений в школу. Так возник искусственно созданный ажиотаж вокруг зачислений в заветные списки так называемых «престижных» заведений: ночевки у порог гимназий и лицеев, списки с сотнями претендентов, куча переживаний и потраченных нервов. Цель — любой ценой попасть в заветное образовательное учреждение.

Все эти усилия кажутся чуть ли не подвигом ради любимого чада. Так чем на самом деле руководствуются родители, пристраивая ребенка в учебное заведение с повышенными требованиями? С одной стороны есть родительские амбиции. Что уж скрывать: мы теперь гимназисты или лицеисты — звучит гордо, как не крути. С другой — образовательные учреждения со своими стандартами и требованиями к учащимся.

И в этом треугольнике есть еще и ребенок, со своими способностями и возможностями к обучению, который может в этой геометрической фигуре легко затеряться. И вот уже на горизонте замаячила перспектива прекрасного и безоблачного будущего. Ребенок пристроен в престижное заведение, где ему дадут весь необходимый инструментарий для дальнейшего обучения. Затем ВУЗ с не менее престижной профессией. А там дело за малым — устроить на работу, желательно в градообразующее предприятие, и дослужиться до начальника какого-нибудь отдела. И вот она, спокойная, обеспеченная пенсия и гордость за собственное дитя.

Но если в этом сценарии ребенку отведена лишь пассивная роль исполнения воли родителей, готовы ли они сами на самом деле принять все возможные последствия своего выбора?

«Есть просто вещи за гранью разумного, когда родитель хочет и не видит ребенка за этим. Ему кажется, он делает это все во благо ребенка. Это вот именно забрало, которое упало, и родитель, не видя ничего, несется, не замечая, что вообще он делает. А претензии потом предъявляет к ребенку. К сожалению, именно у таких ответственности не бывает. Виноват будет притом ребенок, виновата будет школа», — поясняет педагог-психолог Вероника Алексеева.

Поступить в первый класс гимназии или лицея сегодня может каждый. И тот ребенок, которого готовили к этому чуть ли не с ясельной группы, и тот, кто просто в нужное время проходил возле нужного учебного заведения. Но в этой ситуации переоценить возможности своего отпрыска гораздо опаснее, чем недооценить. Ведь слепая вера родителей в исключительность своих детей оборачивается, в итоге, против них самих.

«Надо реально оценивать способность и готовность ребёнка к освоению программ углублённого изучения, это были рекомендации еще с прошлого года. Мы, конечно же, надеемся что родители будут прежде всего руководствоваться тем же принципом, как и в медицине — не навреди», — подчеркивает директор департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.

Похоже, родителям будущих первоклассников при поступлении в школу впору приносить присягу верности интересам собственного ребенка, сродни клятве Гиппократа. И может тогда те школы, которые на самом деле смогут дать образование не хуже, чем гимназии или лицеи, будут заполняться первоклассниками не по остаточному принципу. Громкое имя учебного заведения вовсе не гарантирует успешное будущее для всех выпускников.

Юлия Балабанова

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ