Гроза сургутских тротуаров. Как поклонникам электросамокатов привить культуру вождения
Вместе со стартом сезона ремонта дорог, стартовал и опасный сезон для любителей порассекать по городу на двухколесных средствах передвижения и попадающихся на их пути пешеходов. Город снова заполонили электросамокаты и уже есть первые печальные инциденты.
На этой неделе стало известно, что в отношении подростка, сбившего на электросамокате 5-летнего ребенка в Сургуте, возбудили уголовное дело. Инцидент произошел еще в начале мая. Ребенку после столкновения понадобилась срочная операция. Сейчас мальчик восстанавливается в нейрохирургическом отделении сургутской травматологической больницы.
А 17-летний виновник аварии, как сообщил корреспонденту СТВ источник в правоохранительных органах, проходит по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». Возможное наказание – штраф до восьмидесяти тысяч рублей, исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, ну, то есть, все серьезно.
Еще один инцидент произошел на этой неделе в четверг. На парковке по проспекту Ленина 16-летний самокатчик врезался в едва тронувшийся с места автомобиль. Парня увезли на карете скорой помощи.
В городском ГИБДД призывают родителей объяснять детям, что электросамокат это, в первую очередь, средство индивидуальной мобильности, а не развлечение, переходящее в экстрим и травмы. И с этим призывом сложно не согласиться. Да что там подростки, порой и взрослые становятся грозой тротуаров на мчащемся двухколесном чуде. Честно, у меня лично уже выработалась привычка периодически оглядываться на тротуаре в поисках приближающегося экстремала.
Почему средство передвижения становится новой городской проблемой и что с этим можно сделать? Ответ искал Данил Прилуцкий.
В Сургут, кажется, наконец-то пришла настоящая весна – 20 градусов тепла. В парках в жару не протолкнуться, по тротуарам гуляют люди без курток, у каждого мало-мальски проходимого торгового объекта цветет уличная торговля. Традиционно активизировались и сезонные развлечения. Например, в ходу кикшеринг: по-русски говоря, прокат электросамокатов. Хотя в городе он уже не первый год, пользуются им пока в основном молодые люди.
«Самокаты, в принципе, очень классные – быстро едут, хорошо стартуют. Но самая большая ошибка, это наши дороги. Очень много моментов, где можно упасть. У нас вот парень упал и ударился очень сильно! Порвал себе куртку», — рассказал Никита.
Порвал куртку – это еще очень легко отделался. За 2022 год в России зафиксировали 838 аварий с участием новомодного вида транспорта. В этом году сразу двумя ДТП с детьми отличился и Сургут – при том, что сезон катания только-только стартовал. Повреждения при столкновении с
«Все травмы, которые связаны с самокатами – это высококинетическая травма. Человек либо бывает сбит данным движущимся средством, либо падает с него. В отношении детей стоит очень внимательно отслеживать. Одевает ли ребенок какие-то индивидуальные средства защиты. Потому что это может быть чревато проблемами», — предупреждает врач-нейрохирург БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница» Вадим Падурец.
Переломы конечностей, черепно-мозговые травмы, выбитые зубы – такой набор водитель электросамоката может заработать вмиг, если отпустит руль или отвлечется на телефон. Все потому, что скорость электросамокатов колеблется в зависимости от моделей от 15 до 100 километров в час. Из-за опасности электротранспорта как для пользователей, так и для других участников дорожного движения, власти несколько лет прорабатывали ПДД. До марта этого года владельцы таких двухколесных транспортных средств вообще считались пешеходами.
«С 1 марта 2023 года в правила дорожного движения внесены изменения, конкретно определенно у нас именно требование, предъявляемое средствам индивидуальной мобильности – это электросамокаты, скутеры, моноколеса и далее технические средства, которые зачастую наши граждане эксплуатируют в плане прогулок проведения досуга», — отметил начальник ОГИБДД УМВД России по Сургуту Олег Левин.
Если кратко, то теперь предельно допустимая скорость для электросамоката 25 километров в час. Вес двухколесной «электрички» не должен превышать 35 килограммов. Дети до 7 лет могут им управлять исключительно на тротуарах и в присутствии родителей, с 7 до 14 лет уже можно ездить самостоятельно, в том числе по специальным велодорожкам. При этом в потоке водитель обязан соблюдать пиетет перед пешеходами и даже спешиваться, если траффик слишком плотный.
«Далее категория старше 14-летнего возраста, в этом случае требования такие же, они должны передвигаться по велопешеходным дорожкам, специально выделенным зонам, но добавляется в случае отсутствия данных зон они имеют право двигаться по правому краю проезжей части на участках дорог, где именно скоростное ограничение не превышает 60 км в час», — уточнил Олег Левин.
Предусмотрели и штрафы, которых раньше не было. Раз электросамокат теперь официально считается средством индивидуальной мобильности, то на водителя распространяется требование быть трезвым за рулем – в ином случае придется заплатить от 1000 до 1500 рублей. В 1000 рублей обойдется выезд на дорогу в неположенном месте (несоответствующее скоростному ограничению, например). Протоколы на сумму в 800 рублей получат любители покататься вдвоем на 1 транспортном средстве или превышающие скорость. Как будут ловить нарушителей? По идее, этим уже занимаются инспекторы ГИБДД. Но у бывших сотрудников ведомства в Сургуте пока остаются сомнения: как патрули, двигаясь по дорогам, будут отслеживать скорость электросамокатов на тротуарах? А если их преследовать – то как? Создавать пешие отряды? Полицейские нынче в дефиците. Поэтому эксперты говорят: параллельно с законами нужно совершенствовать инфраструктуру городов.
«Гораздо эффективнее было бы молодежь, которая катается на самокатах, собрать в крытом скейтпарке и дать им возможность круглый год кататься на самокатах, роликах, скейтах. На мой взгляд это бы гораздо лучше повлияло на повышение культуры. Почему? Потому, что когда есть такой центр, то ребенок может прийти, покататься на самокате, повысить свой уровень владения этим снарядом, и потом даже беря в прокат будет увереннее и спокойнее, осознаннее», — считает тренер по экстремальным видам спорта Павел Колыхалов.
Создание таких точек реально позволило бы повысить навыки и культуру управления самокатом. Но не факт, что именно это нужно подросткам. Скорее – жажда адреналина и одобрение сверстников.
«К самокатам относятся не как к средствам передвижения. На них в Сургуте, опять же, куда ехать? Все в шаговой доступности. В Москве это удобно, а у нас некуда поехать, если честно. К ним относятся больше, как к средству получения новых эмоций, при этом не особо умеют им управлять», — добавил Павел Колыхалов.
В Сургуте в аварии с самокатами чаще всего попадают именно несовершеннолетние. И здесь, как отмечают полицейские, ответственность лежит на родителях. С ними солидарны и продавцы электросамокатов. Они, в свою очередь, рассказывают журналистам: детям такую технику не продают, только взрослым.
«Всегда в магазин приходят взрослые покупать электросамокаты, электротранспорт. Когда приходят дети, подростки, мы им не продаем электросамокаты, только взрослым людям. Если приходят взрослые с детьми, с подростками, мы обязательно проводим инструктаж по правилам дорожного движения, какие ограничения сейчас по закону. Это обязательно», — рассказал управляющий магазином электросамокатов в Сургуте Евгений.
В родительском сообществе, в свою очередь, недовольны самой системой кикшеринга. Мол, при наличии карманных денег любой ребенок без ведома взрослых может арендовать технику. В спортсообществе города есть активисты, которые предлагают и вовсе запретить такую предпринимательскую деятельность. Рано или поздно она попадет под строгий контроль, уверены в полиции. Первый прецедент уже есть – после аварии, в которой пострадал 5-летний ребенок, правоохранители начали действовать.
«Возбуждена 180 (прим. статья), изъято 35 средств индивидуальной мобильности. Лицу, сдающему в прокат, сейчас материал собирается на привлечение к уголовной ответственности. Не хотелось бы, конечно, таким фактом все это, но тем не менее я думаю, что какими-то работами в рамки это введем», — сказал Олег Левин.
Получается, для безопасного движения электросамокатчиков нужно работать по всем фронтам, внесенных изменений в ПДД все-таки маловато: тут нужно и инфраструктуру развивать, и формировать культуру вождения, куда обязательно привлекать родителей подростков, установить понятный контроль за кикшерингом. Есть и альтернативный вариант — «драконовские меры», которые действуют, например, во Франции, где штрафы доходят до 1,5 тысяч евро. В Париже, кстати, и вовсе местные жители инициировали референдум и установили запрет на сервисы аренды такого транспорта с 1 сентября. В Германии решили проблему по-другому: для каждого двухколесного аппарата теперь обязательна регистрация и номерные знаки. И, вероятно, именно этот путь применим и к России: некоторые из депутатов Госдумы уже предлагают ввести права для езды на электросамокатах. А для их получения уже хочешь-не хочешь, а придется учить ПДД и познавать культуру вождения.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале