Госкорпорация vs дачники: удастся ли властям Сургутского района остановить «бронепоезд»
Разошлись пути. РЖД не оставляет попыток выселить дачников кооператива «Обский», расположенного недалеко от поселка Барсово. Суд встал на сторону госкорпорации. И теперь сотни человек должны снести свои постройки за собственный счет. Без права компенсации. Люди в отчаянии. Представьте, 30 лет они вкладывали сюда силы, деньги, брали кредиты, у некоторых это вообще единственное жилье, а теперь что, с вещами на выход?
Пока ситуация окончательно не зашла в тупик, людям решила помочь администрация Сургутского района. По инициативе властей был организован круглый стол, где дачники, чиновники и представители РЖД пытались прийти к компромиссу. А ведь по иронии судьбы в свое время именно свердловское отделение дороги и выдало людям эти участки, поощрив тем самым за особые заслуги перед компанией. Теперь на эту землю у РЖД свои виды. Здесь должна пройти новая железнодорожная ветка.
Правда, судя по всему, ее еще в проекте нет, да и когда она появится, неизвестно. По крайней мере в администрацию Сургутского района за разрешением на строительство на территории кооператива «Обский» никто не обращался. А планировать, сами знаете, можно годами, десятилетиями, и
Пугает то, что от подобной ситуации никто не застрахован. Где гарантия, что завтра наш дом или землю не экспроприируют из-за того, что рядом должна пройти стратегически важная дорога или какая-нибудь труба? У нас, в отличие от Запада, некие общественные или корпоративные интересы зачастую стоят выше права частной собственности. Тут не то, чтобы законы государства, а законы логики ломаются. Мы, если живем при капитализме, должны быть уверены в том, что получим компенсацию за отъем земли. Ну а если возвращаемся в социализм, то откуда тогда у руководителей госкорпораций миллионные зарплаты?
Пора бы уже определиться. Но это, как говорится, лирика. Можно ли остановить бронепоезд РЖД, готовый снести все на своем пути? И какие шансы у дачников отстоять свое имущество?
Ошибочка вышла. Один специалист не там красные линии прочертил, когда участок ставили на кадастр, другой забыл учесть, что люди там живут, а третьи все это подписали.
«Инженер, который оформлял участок и допустил вот эти ошибки, уволился, сейчас его нет, и мы не можем его наказать», — говорит дачник.
Человека нет, а память о нем, похоже, будет жить в веках. История длиною почти в десятилетие началась с попытки садоводов приватизировать, как они думали, свою землю. Тут-то и выяснилось, что им ничего не принадлежит.
«В 2010 году мы попытались зарегистрировать документы на землю и в это время узнали, что железная дорога оформила нас вместе с собой, она оформляла свою документацию и оформила нашу территорию в свою», — рассказал Алексей Полянский, председатель ДНТ «Обский».
После чего руководители Сверловской железной дороги не просто заявили о своих правах на эту землю, а требуют от дачников кооператива «Обский» ее освободить. Судебные тяжбы ведутся с переменным успехом. Любопытно, что в 2014 служители Фемиды встали на сторону кооператива. Но в РЖД не смирились, а тактику решили поменять. Теперь судебные иски приходят не в адрес ДНТ, а жителям индивидуально. С требованием снести строения и освободить участок без права компенсации. За неповиновение — штраф. Сложившейся ситуацией крайне обеспокоены власти Сургутского района. Поэтому инициировали встречу дачников с представителям РЖД.
«Вот первый раз мы видим руководство РЖД, они нам никогда не отвечали, мы вообще для них никто», -возмущается жительница. Возможно в РЖД и понимают, что люди, которые десятилетиями осваивали эту землю и возводили здесь дома, останутся ни с чем. Но перед корпорацией стоят другие, более амбициозные задачи — строительство новой железнодорожной ветки.
«Я, конечно, передам обеспокоенность руководству Сургутской железной дороги. И наверное, все вопросы, которые здесь озвучены, должен сказать, что, наверное, тоже будем искать какие то компромиссы. Но боюсь, что действительно, есть стратегия развития государства, государственная земля, и все мы граждане нашей страны», — прокомментировал Вячеслав Баскал, заместитель начальника Свердловской железной дороги (по территориальному управлению) в Сургутском регионе.
«Еще раз говорю, и нам с вами с этой подводной лодки деваться некуда, и вы к нам придете за разрешением на строительство,и хоть мы и живем однозначно в правовом государстве, но социальную составляющую никуда не выкинешь, и мы будем сквозь призму этого на это смотреть», — заметил Андрей Трубецкой, глава Сургутского района.
Специалисты администрации Сургутского района предлагают корпорации рассмотреть другие варианты. Например, заключить с дачниками временно договор субаренды. Чтоб садоводы точно знали, когда начнется строительство ветки, и до этой даты икс спокойно пользовались землей. Или над компенсацией подумать.
«Так может быть есть смысл рассмотреть действительно иные участки, которыми люди могли бы пользоваться? Здесь же вопрос сегодня возникает очень принципиальный, люди пользуются участками с 90-х годов», — предложила Юлия Маркова, заместитель главы Сургутского района. В любом случае. Районные власти заверили, если решить вопрос «полюбовно» не получится, администрация готова оказать жителям юридическую помощь и на суде выступить третьей стороной. Вопрос ведь хоть и федерального значения, а проблемы жителей приходится решать на местах.
«Сегодня о нашей встрече я доложу главному федеральному инспектору ХМАО-Югры Руцинскому Андрею Ивановичу, расскажу о нашей позиции, в том плане, что советовали руководству Сургутского отделения РЖД все-таки приостановить подачу новых исковых заявлений», -пообещал Андрей Трубецкой.
Не так давно в своем послании президент Владимир Путин еще раз подчеркнул, что в приоритетах у государства забота о людях и их благосостоянии. Но только понимают этот посыл обычные граждане и те, у кого это благосостояние есть каждый по-своему. Следующая встреча РЖД, дачников и чиновников состоится в середине марта.
Удастся ли договориться, и станет ли администрация Сургутского района именно тем звеном, который остановит бронепоезд госкорпорации, пока не ясно. Но то, что иных вариантов, кроме как искать выход из тупика в ручном режиме нет, сегодня очевидно.
Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале