Город без барьеров. Когда Сургут станет более удобным для людей с ограниченными возможностями?
Долой барьеры! Программа доступной среды в Югре в действии. В этом году 30 почтовых отделений округа планируют сделать удобными для людей с ограниченными возможностями. Впрочем и все остальные граждане, услышав эту новость, готовы будут сказать — давно пора. Почтовые отделения — это те объекты, которые действительно имеют большую проходимость, но при этом не могут похвастаться ни внешним видом, ни скоростью обслуживания, ни тем более каким бы то ни было удобством. Одним словом «Почта России — всё через…барьеры».
Поэтому сегодня в планах, в том числе и в Сургуте, хотя бы выборочно, сделать эти социально-значимые учреждения доступней. В частности, оборудовать их пандусами и кнопками вызова персонала для инвалидов-колясочников, а так же табличками с режимом работы, выполненными шрифтом Брайля. Правда, станет ли от этого доступнее «Почта России», в смысле изменится ли отношение к клиентам как таковым, большой вопрос. Собственно, как и в отношении других социальных объектов или даже жилых домов.
Дело ведь не только в том, что существует какое-то там наследие с лохматых времен, до которого руки не доходят. Дело скорее в тех, кто на подобные вещи должен обращать внимание, есть это в их должностных обязанностях или нет, а просто по принципу — быть не равнодушными. Но увы. Подобные вещи, как правило, оказываются не в приоритете. Вспоминать о них неудобно, но и забыть о них не дают. Прежде всего общественники, которые постоянно указывают властям на те или иные проблемы, а порой не только указывают, но и обращаются в надзорные органы. Городская прокуратура выявила 16 социальных объектов, которые не соответствуют требованиям закона об организации доступной среды.
Опасная для жизни лестница. Самостоятельно ходить по этим ступенькам невозможно ни инвалиду-колясочнику, ни человеку с проблемами опорно-двигательного аппарата, ни, тем более, слепому. В этом убежден руководитель региональной общественной организации инвалидов по зрению Сергей Филатов. Он может привести много примеров того, как попытки сделать среду доступной и безбарьерной не заканчивались успехом. «В прошлом году 6 подъездов оборудовали, сделали пандусы, сделали реконструкцию крыльца, все замечательно, но когда поднимаешься, а это дома ленпроектовские, и заходишь, вот он холл и там лестница на первом этаже еще в 3-4 ступеньки, а здесь уже никто ничего не вкладывал», — рассказывает Сергей Филатов.
Управляющие компании только разводят руками. Большая часть жилфонда Сургута не рассчитана для того, чтобы там был оборудован современный пандус. Сделать реконструкцию входной группы — лестницы и дверных проемов — это не просто затратное дело. Сегодня все эти элементы входят в состав общедомового имущества. Так что прежде, чем затевать ремонт, проект нужно согласовывать с самими жильцами. На их же плечи потом ляжет содержание оборудования — пандусов или подъемников.
«Встают вопросы, такие как реконструкция крыльца и входной группы, а это уже общее имущество, необходимо собрание и колоссальное вложение денег. На домах проект моспроекта, отчасти ленпроекта, такое сделать просто невозможно, и ширина проемов, и лестничные проемы, что приведет сразу к нарушению пожарной безопасности. Ну и создаст препятствия для остальных граждан», — пояснил заместитель главного инженера УК ДЕз ЦЖР Булат Исламов.
Впрочем, доступная среда это не только пандусы и подъемники. Она включает в себя наличие и специальных светофоров со звуковыми сигналами, и табличек с названиями улиц, которые написаны шрифтом Брайля. В общем это более широкое понятие, чем кажется на первый взгляд. И предусмотреть необходимо интересы всех маломобильных групп населения. Иначе, безбарьерная среда для одних — станет большой проблемой для других.
«Пониженные бордюры на пешеходных переходах перед проезжей частью -это рай для колясочника, но для слепого это смертельная опасность, потому что слепой выскакивает на проезжую часть, предупреждений нет — все. Наличие тактильной плитки вроде для слепого хорошо, но для колясочника это проблема», -рассуждает Сергей Филатов.
Избавиться от барьеров — и это в буквальном смысле, удалось в первой сургутской поликлинике. Там доступная среда для пациентов, можно сказать, начинается еще на парковке. Стенд на котором находится кнопка вызова помощника для инвалидов, второе — тактильно написана шрифтом Брайля информация о том, что это за учреждение. Реконструкцию учреждения начали с того, что в здании демонтировали абсолютно все пороги. Вход оборудовали пандусом и лифтом с подогревом, для колясочников сделали отдельную регистратуру, на лестницах — трехуровневые поручни. Ремонт двух зданий взрослой и детской больницы обошелся в 7 миллионов рублей. Деньги были выделены из федерального бюджета по программе «Доступная среда». Сложнее всего, говорит главврач медучреждения, было работать с подрядчиком.
«Исправляли те недочеты, на которые им указывали представители общества инвалидов. Вся приемка работ осуществлялась в присутствии представителей общества инвалидов, они ходили по маршруту, они непосредственно оценивали работу, говорили, сделано удобно, где что нужно переделать, и подрядчики вынуждены были переделывать и исправлять ошибки, которые были ими допущены», — рассказал главный врач МБУЗ КГП №1 Максим Слепов.
Контролировать ход работ руководству медучреждения вместе с обществом инвалидов приходилось чуть ли не круглосуточно. Только благодаря такому участию удалось сделать так, что оборудование полноценно функционирует и действительно помогает людям. Вот только пример первой поликлиники — чуть ли не единичный для Сургута. Пока маломобильным группам населения каждый день приходится преодолевать барьеры и препятствия на своем пути.
Юлия Шадевская, Анастасия Аладинская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале