Голосуют за пятидневку. Сургутяне просят сделать субботу — выходным для школьников
Десятки тысяч подписей, а все о том же. Сургутские родители вновь просят и не за себя, за детей! В социальных сетях голосуют за отмену занятий по выходным. Если верить опросникам, «нет» шестидневке сказали уже 39 тысяч жителей города. Именно жителей, а не родителей. Интернет — штука такая, лайки и репосты уравнивают всех: хоть кандидата наук, хоть двоечника, который в жизни прочитал 2 книги — букварь и синюю. Так что, смело от этого числа отнимайте половину — это дети.
Ну да хватит о законах интернета. Недовольные родители есть, и это факт. Аргументы вкратце следующие: при шестидневке ученик не отдыхает, выходной тратит на уроки, зрение портится, нагрузки высокие, свежим воздухом не дышит. А там и сколиоз, и нервные срывы, и прочие неприятности. И вообще, «дитятко не высыпается, замотали, изверги».
Знаете, а особо ведь и не упрекнёшь тут родителей. Есть примеры «пятидневок». Работает схема и в районе, и в соседних муниципалитетах. Только вот сколько подписи не собирай, это не отменит факта, о который разбиваются все аргументы. За 5 лет число школьников выросло в Сургуте почти на 11 тысяч. И вот уже пятый год, как здесь не построено ни одной школы. Введение пятидневки потребует основательной корректировки учебного плана — и уж точно не в сторону сокращения, поверьте. Раскидать субботние уроки по остальным дням недели — этому, пожалуй, и учителя были бы рады. Если бы не вторая смена. Не будут же эти бедолаги до ночи сидеть в классах. А если вся школа придет к 9 утра, то здание просто лопнет от количества детей. Сегодня, чтобы разместить всех, уроки проводят не то что в библиотеках, в учительских!
Переход на односменный режим работы к 2025-му году — это уже не мечта. Указ президента! Риск потерять кресло — для чиновников хороший стимул ускорить работу в этом направлении. В Сургуте без дополнительных стимулов эту задачу просто не решить. По видению окружных властей в городе к 2030 году должно быть построено 25 школ. Местная администрация намерена отчитаться о строительстве 15 образовательных организаций уже к 2023 году. А сколько нам реально нужно сегодня школ? Есть ли в бюджете на это деньги? И минует ли участь учебы во вторую смену вашего ребёнка?
Сгоревшие балки, мусор да гаражи. В то, что здесь
» В 2019 году мы должны начать проектирование, или инвестор должен начать проектирование. Подготовлены технические условия присоединения к инженерным сетям. Градостроительный план земельного участка готов. Есть понимание, когда эта территория будет освобождена», — утверждает директор департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута Юрий Валгушкин.
А в школах Сургут нуждается уже сейчас. В год прибавляется по несколько тысяч учеников. Однако в департаменте образования не склонны драматизировать ситуацию: мол, мест всем хватает. Да и как тут не хватит, когда в классах по 30-35 человек, а уроки заканчиваются вечером — в начале восьмого.
«Сейчас задача — переход на односменное обучение. К 2021 году задача поставлена по переводу в односменный режим 1-4 классов, а это значит — не менее 9 объектов образования. В 2025-2026 учебном году уже обеспечить переход всех обучающихся на односменный режим, включая 1-11 классы. Соответственно, это ещё 16 объектов образования», — говорит директор департамента образования администрации г.Сургута Анна Томазова.
Итого — 25 образовательных объектов на 25 тысяч мест. Сдать обязаны, иначе головы полетят. Всё-таки указ президента исполняют. В администрации города даже участки определили. Говорят, и коммуникации подвести не проблема. Заходи да строй! Но некому.
«В ближайшее время 2 школы точно начнут строится. Это по адресной инвестиционной программе. Это в 32 и 33 микрорайоне. Остальные школы строят либо по выкупу, либо по концессионному соглашению, либо по муниципальному и частному партнёрству», — комментирует заместитель председателя думы г.Сургута Артём Кириленко.
Именно по концессии и хотят построить большую часть новых школ. Для заказчика, (читай — муниципалитета), схема выгодная, уверенная. Инвестор и строит за свой счёт, и содержит ещё несколько лет. И только потом город выкупает объект. Опять же, если к качеству претензий нет. А вот для концессионера всё это — сомнительные преимущества.
«Риски невозвращения налога на прибыль, а он возникает после того, как будет реализовано строительство. И если мы возьмём среднюю стоимость школы в 2 миллиарда, то из них 400 миллионов после окончания строительства инвестор должен будет заплатить в бюджет», — поясняет представитель компании-застройщика Василий Птицын.
Формально получается: продал, получил прибыль, плати налог. Гарантировать возврат денег инвестору власти не имеют полномочий. Но принцип концессии округу привлекателен настолько, что в региональном правительстве даже пошли на уступки.
«В программе не звучит конкретно фраз про налог на прибыль. Технически это сделано так, что стоимость объекта повысилась. То есть, сумма капитального гранта операционных и эксплуатационных платежей составляет на 150 миллионов рублей больше для школы на полторы тысячи мест, чем до внесения изменений», — рассказывает Артём Кириленко.
Но даже так — авантюра. Школ по концессии в России ещё не строили. Для инвестора главное — в минусе не остаться, а лучше заработать. Много ли на среднем образовании заработаешь? Плюс кредиты брать у банка на работы. А где гарантии, что будет чем отдавать? Выгодней, конечно, по старинке: округ средства выделяет — заказчик исполняет.
«Сам механизм реализации более понятен для инвестора. То есть, чётко: есть выполнение работ — есть оплата. Каких-либо налоговых обязательств, кроме рамок хозяйственной деятельности, не существует», — говорит Василий Птицын.
В странное время живём, товарищи-господа. Вроде и планы по типу «пятилеток» вернули, а вроде и — рыночная экономика. Сегодня школа — тот же товар, который не в комфорте учеников, не в количестве классов, смен и учителей измеряют. Тут дебет, кредит, налоговые вычеты и финансовые риски. Вот не договорятся, сорвётся окружная программа и что? Ну понизят какого-нибудь чиновника, да пусть и уволят? Новые придут, и обещания для нас обновят, и «дорожные карты» напишут. Станет ли по факту больше школ? Это уже другая история.
Максим Щербаков.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале