Гаражные войны: в Сургуте участники кооператива боятся оказаться «вне закона»

19:40 19.04.2019 6347 просмотров

Конфликт разгорелся и в еще одном сургутском кооперативе — «Локомотив». В минувшие выходные фирма «ДЭП» начала экстренно зачищать от гаражей участок в 43 микрорайоне. Земля эта в собственности у застройщика уже несколько лет. Опустим подробности, что компания «ДЭП» так и не сдала девятиэтажку в микрорайоне «Любимый». Сотни дольщиков до сих пор не получили ключи от своих квартир. Но, тем не менее, предприниматели, похоже, взялись за новый проект. Однако, заинтересовались мы этой историей по иному поводу: из-за возникшей вокруг этой земли шумихи.

«Заехала, смотрю гараж раскорежен, половины нет вещей, какие-то колеса лежат непонятно чьи в гараже. Кран вот этот вот стоял. Я начала задавать вопросы, они говорят, мы давно говорили, что будем сносить. Я говорю, как давно? Вещи где?», — рассказывает жительница г. Сургута Гузалия Муравьева.

Владельцы гаражей снос своих боксов иначе как беспределом не называют. Застройщик от каких-либо комментариев отказывается в принципе. Те, кто когда-то  обещал законный переезд на другой участок, теперь умывают руки — мол, люди сами виноваты. Местные власти в конфликт стараются вообще не вмешиваться. Где искать правду?

Не пришлись к месту ни сейчас, ни почти 30 лет назад. Мидхат Якупов еще помнит события 80-х годов, когда гаражи жителей Крылова мигрировали первый раз.

«Во дворе стоял гараж, приехали застройщики и попросили освободить. У них свой кран. Два месяца дали, и вот эти все гаражи оттуда сюда привезли», — рассказал житель г. Сургута Мидхат Якупов.

Привезли, поставили вдоль дороги, не дали ни бумаг, ни каких-либо гарантий, не ответили, как надолго их сюда определили, говорят владельцы боксов.

На протяжении 80-ых-90-ых годов, обустраивая свои гаражи, создавая здесь, на муниципальной земле, кооператив, люди и не предполагали, что могут оказаться вне закона.

«При участии Сурлевича, в то время, заместителя главы города по строительству, мы выявили, что данный кооператив „Локомотив-42“ на улице Крылова расположен как бы на птичьих правах. Де факто он стоит, а документы не оформлены. Было несколько распоряжений совета народных депутатов каких-то 80-х годов, но земля по факту не оформлена. Мы со своей стороны, чтобы и этот вопрос урегулировать, обратились в администрацию города с письмом о том, что необходимо признать данные гаражи все бесхозными», — говорит депутат Думы г. Сургута (2011-2016 гг) Ринат Айсин.

В 2010 году градостроительная политика города изменилась: микрорайон отвели под застройку. А вдоль городских дорог начертили красные линии, на которых никаких объектов быть не должно. Встал вопрос о ликвидации всего гаражного массива вдоль улицы Крылова.

«Жители в свое время, получая право разместить этот гараж, понимали, что это временное размещение. Часть гаражей металлических расположена в красных линиях дороги», — пояснил заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута Юрий Валгушкин.

В 2012 году эта история с гаражами, которые требовалось снести, получила неожиданный поворот. Их владельцам предложили объединиться и дружно переехать на новый участок. Землю для этого нашли недалеко, металлические конструкции пообещали перевезти, законные основания для пользования участком предъявили. Все, вообщем, очень даже удобно. Все для людей! Главное — пообещали, что оттуда их больше не попросят.

«Выделить земельный участок в непосредственной близости на улице Толстого. Гектар земли для того, чтобы все участники „Локомотив-42“, а здесь одинаковых металлических красивых гаражей порядка 300 штук, плюс еще люди, которые без хозяина занимали городскую территорию, размещали свои металлические гаражи, могли построить за свой счет нормальные капитальные гаражи», — рассказал Ринат Айсин.

Когда появился термин «капитальные»? Где-то году в 2014 назначение земельного участка поменялось. Про обещание перевезти старые металлические коробки на новую землю уже и не вспомнили те, кто начал активно застраивать участок боксами из кирпича и бетона. Сейчас работы на участке по улице Толстого идут полным ходом. Уже возведен целый ряд капитальных гаражей, стоимость каждого из которых начинается от 300 тысяч рублей. Правда, о том, что придется понести такие расходы, владельцев старых конструкций на Крылова не предупредили.

«Нас несколько лет назад пронумеровали, вот написано 45, 77, 78. Мой гараж 45. Почему пронумеровали гаражи, сказали вас будем перевозить куда-то, но этого не случилось», — говорит житель г. Сургута Халит Хозров.

Не случилось, да и спросить уже не с кого. Почти все, кто был тогда озабочен судьбой гаражников, давно уехали из города. А собственники металлических конструкций, которые сейчас сравнивают с землей, имеют то, что имеют.

«Раскореженные», как они сами говорят, гаражи, которые годны разве что на металлолом, расположенные на частной земле. Все что им остается — бороться за свои права, хотя бы имущественные, советуют юристы.

«Они реально понимают, что в этом месте их гараж стоит незаконно, но это не значит, что люди лишены права собственности. И вот эти действия, когда вывозится в неизвестном направлении чужое имущество без уведомления хозяина, наверное, это как минимум нарушение закона. В данном случае я считаю, что права этих людей были нарушены и была нарушена, скорее всего, и сама процедура ликвидации этих гаражных массивов», — говорит директор Центра правовой поддержки «Югорский СоветникЪ» Алексей Редькин.

Так почему-то складывается, что у каждой новой команды руководителей города, появляются новые списки незаконных объектов. То ли предшественники что-то  напутали в документации, то ли забыли последователей о чем-то  предупредить. Так и идут по кругу новые кампании по ликвидации незаконных гаражей, ларьков, остановок, рекламных конструкций. И все для благой, в общем-то цели — ради развития города и комфорта его жителей.

Эта история с гаражами волей неволей заставляет задуматься. А что, если, скажем, еще через пару десятков лет, дома, в которых мы сегодня живем, также могут стать препятствием на пути развивающегося города, их признают незаконным и снесут, чтобы на их месте воздвигнуть памятник первым жертвам межевания городской земли? Учитывая реалии последних нескольких десятков, кажется, что такой сценарий не исключен.

Юлия Шадевская, Юлия Балабанова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ