Если «мастер» оказался «ломастером». Как починить бытовую технику и не разориться

16:09 01.10.2023 3157 просмотров

Ремонт сейчас актуален не только в сфере городского хозяйства — издание «Коммерсант» сообщает, что россияне чаще стали чинить бытовую технику, а не покупать новую. За 8 месяцев спрос на услуги мастеров вырос с 20 до 80 процентов. Причин тому много, говорят эксперты. Например, приобрести немецкую или итальянскую продукцию взамен старой просто невозможно — бренды ушли из России. Еще один момент: граждане чаще стали заказывать оборудование на маркетплейсах, где нет гарантийного обслуживания. Стали ли сургутяне чаще обращаться в мастерские ремонта? Все ли можно починить? И куда бежать, если после вмешательства «профессионала» стало только хуже? 

— Спрос начался, наверное, с прошлого года. Где-то с мая месяца.

Марат Хайдаршин — мастер по ремонту бытовой техники. Сегодня у него в сервисном центре буквально не протолкнуться: на починку несут все подряд — от кофемашин до холодильников. В день поступает до 16 заявок, в прошлом году было по 3-4. Известен и самый популярный запрос от заказчиков. 

«Самая ходовая в плане ремонта — это стиральная машина, наверное. Потому что любая домохозяйка не может без стиральной машины. Настолько привыкли стирать, пользоваться стиральной машиной, что это наиболее распространенная», — делится Марат Хайдаршин.

Самая большая сложность в работе мастера — это европейская бытовая техника от компаний, покинувших Россию. Ремонт такого оборудования затруднен отсутствием комплектующих. Поэтому не все и не всегда можно починить. А если и можно, то ценник будет соответствующий. 

«Дороже всего немецкие бренды — BOSCH, SIEMENS. В основном немцы. Итальянцы чуть дешевле. «АЕГ», «Электролюкс» — тоже. Особенно посудомойки, к ним наши люди тоже уже начали привыкать. Не скажу, что цены на ремонт не поднялись, потому как цены на запчасти тоже возросли. Некоторые достаточно сложно найти», — пояснил мастер по ремонту бытовой техники.

Есть и то, что ремонтировать вообще нерентабельно — например, чайники, купленные за 2-3 тысячи рублей. Или же стиральные машины, которые сейчас стоят не дороже 20 тысяч рублей: запчасти и работы могут обойтись примерно в ту же сумму, что и новая электроника. 

«Вся мелкая бытовая техника, которая стоит менее 5 тысяч рублей, я считаю, что нецелесообразно их ремонтировать. Всегда смотрим и оцениваем по технике. Я не скажу, что по стиральным машинам, допустим, все ремонты рентабельные. При стоимости стиральной машины в 40 тысяч рублей, к примеру, ремонт обойдется в 25-30. Зачастую бывают такие дорогие запчасти, что мы сразу клиенту говорим: нет смысла что-то  ремонтировать, проще взять что-то  новое», — рассказал Марат Хайдаршин.

Как показывает статистика Роспотребнадзора и администрации Сургута, далеко не каждый мастер удосуживается заранее предупредить заказчика о стоимости ремонта и услуг. Для клиента финальный чек или результат иногда оказывается неприятной неожиданностью. 

«За текущий период этого года в отдел поступило более 3 100 обращений. На сферу бытовых услуг приходится порядка 15%», — сообщила начальник службы защиты прав потребителей администрации Сургута Светлана Ружинских.

«За текущий 2023 год поступило 550 обращений. Это в общем по защите прав потребителей по этому направлению. 18 из них были именно от граждан с жалобами именно на оказание бытовых услуг», — заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре Наталья Кузьмина.

В большинстве случаев споры после обращения в соответствующие инстанции удается разрешить в досудебном порядке. Но, согласитесь, лучше вообще миновать этот этап и с первого раза получить качественную услугу с прозрачной и понятной ценой. 

«В последние года три в Сургуте появились компании-однодневки. Мастера достаточно неопытные, неквалифицированные. Их много. Гораздо проще открыть городской справочник, почитать реальные отзывы, не читать на сайте производителя, потому что они всегда накидывают на себя пуха», — предостерег Марат Хайдаршин.

Наиважнейший момент — при обращении к мастерам эксперты настоятельно рекомендуют, практически призывают: узнавайте цену услуг заранее, это право заказчика, и обязательно оформляйте документы. Даже в случае, если у специалиста нет ИП или ООО, поможет и простая расписка от руки. 

«Это может быть и полноценный договор об оказании услуг, может быть и в форме квитанции. Любые квитанции и чеки, которые подтверждают факт оплаты услуг, является доказательством в случае обращения, например, в судебные органы для решения дела в судебном гражданском порядке», — рассказала Наталья Кузьмина.

При этом важно не спешить заключать договор с мастером, который еще не разобрался в сути проблемы, не провел осмотр сломанной техники вживую, но уже пообещал — «Починим за полчаса, есть все запчасти». Это очень тревожный звонок, указывающий на желание «специалиста» скорее навариться.

Доверчивые граждане обжигаются на аферистах регулярно. Подобные мошенники чаще забалтывают своих клиентов, а не чинят технику. Эксперты утверждают — обращайте внимание на бесплатные выезды. Проверяйте реальные отзывы и обращайтесь за помощью к своим знакомым. 

В конце концов, если есть страх быть «разведенным» на деньги или время — отремонтировать технику можно самостоятельно. Сегодня в интернете на разных видеохостингах полно уроков по починке почти любой техники, вплоть до конкретных брендов и моделей. И на этом можно сэкономить, было бы желание и некоторые базовые навыки. Но если все-таки решили найти мастера, то будьте осторожны. И знайте — обратиться в Роспотребнадзор или службу защиты прав потребителей мэрии можно как в очной, так и электронной форме. Там помогут, если «мастер» оказался «ломастером».

Данил Прилуцкий, Алексей Ольховский

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ