«Ели столярный клей». Ветеран из Сургутского района - о жизни в блокадные годы
20:55 29.01.2020
11531 просмотров
Какие страшные испытания прошли блокадники, не понаслышке знает Валентина Жукова — жительница Локосово. В Ленинграде времён Великой Отечественной прошли первые годы жизни Валентины Сергеевна. Она помнит то нелёгкое время.
Отца забрали на фронт. Почти сразу пришло письмо: «пропал без вести». Мама Валентины Жуковой, вдова с двумя детьми, осталась в блокадном Ленинграде. Маленькой Вале тогда едва исполнилось три года.
Отца забрали на фронт. Почти сразу пришло письмо: «пропал без вести». Мама Валентины Жуковой, вдова с двумя детьми, осталась в блокадном Ленинграде. Маленькой Вале тогда едва исполнилось три года.
«Война, бомбёжки, беготня. Прятаться. Кушать нечего было. Ели столярный клей какой-то. Мать разводила его. Вот ели это. Когда я сильно ревела или плакала, или там что, приходили соседи, успокаивали», — вспоминает ветеран Великой Отечественной Войны Валентина Жукова.
Мамы дома практически не было. В надежде получить хоть немного еды для детей, она бегала из одной очереди в другую. Зачастую ожидание было напрасным. Продовольствия на всех не хватало. Валя со старшим братом Сашей сидели дома одни.
«Звучало предупреждение. Тревога. Он её водил, ему 6 лет было, ей три года, он её водил в бомбоубежище. Он постарше был. Наверное,
«Дорога жизни» — единственная магистраль, которая позволяла покинуть блокадный город, стала спасением и для семьи Жуковых. По приказу советского руководства из Ленинграда вывозили матерей с маленькими детьми. Не важно куда. Главное — подальше от фронта.
«По дороге шёл пароход. И вот, пристань, какую-то часть пассажиров высаживали. Опять дальше плывут. И так после Локосово дальше плыли. И вот так людей высаживали. Они в Локосово вышли,
В Локосово в спешке построили несколько домиков для блокадников. Помещения топили дровами, которые сами и заготавливали, стёкол в окнах не было, рамы просто были затянуты пергаментом. Но и такие условия оказались подарком судьбы. Лишь спустя годы Валентина Сергеевна узнала, что вскоре после спасения из Ленинграда, их дом разбомбили нацистские лётчики.
«Нас, детей, сразу же в садик забрали на усиленное питание. Родители — сразу же на рыбучасток на работу», — рассказывает Валентина Жукова.
Вокруг постоянно плакали люди. Кто от отчаяния, кто от того, что узнал о том, что на фронте погиб близкий человек, — вспоминает Валентина Жукова. Всё изменилось 9 мая 1945 года.
«Началась Победа. Парень молодой на коне скакал. Целый день на коне. Всё кричал: „Победа, Победа!“ Люди бежали, бежали к этому. Раньше церковь стояла у нас. К этой церкви бежали», — вспоминает Валентина Жукова.
Но и после войны не было лёгкой жизни. Подросшая Валя с 10 лет начала работать: заготавливала дрова, убирала помещения местного сельсовета, ухаживала за скотиной, работала на пашне, где до открытия нефти колосились рожь и овёс. В школе Валентина Жукова отучилась только 4 класса.
«Несмотря на то, что у мамы нет образования. Но она очень умная, интеллигентная женщина. И мудрая. И вот, она нас с братом всему этому учит», — говорит Вера Владимирова.
Супруга, с которым Валентина Жукова прожила душа в душу более полувека, не стало 12 лет назад. Но ветеран не чувствует себя одинокой. Двое детей, двое внуков, а с недавнего времени и двое правнуков, в её доме — постоянные гости. Все вместе за большим столом они соберутся и 9 мая, чтобы отметить юбилей Великой Победы.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
НАВЕРХ