Экзамен для автошкол: как новые правила повлияют на безопасность на дорогах

20:25 12.04.2019 4015 просмотров

Проехались по автошколам. В прямом и переносном смысле. Кажется, за эти учреждения решили взяться всерьез. Слишком много резонансных инициатив, касающихся деятельности автошкол, звучит в последнее время. Начиная с очередной корректировки учебного плана и предложений в случае аварии в первые два года отправлять новичков на переобучение, заканчивая усилением контроля. Согласно недавнему постановлению, образовательные программы теперь должны согласовываться с ГИБДД. Инспекторы будут проверять и материально-техническую базу. В некоторых автошколах уже начали роптать.

Но, если бизнес честный, и все организовано по закону, то что ему скрывать. А когда у вас, простите, кабинет 6 на 6 с тремя партами, а полигона нет в помине, о чем тут разговор. Все-таки это автошкола, а не кружок по интересам, и от того, какой материальной базой учреждение располагает, насколько высоки стандарты обучения и требования к курсантам, кого, в конце концов, выпускают на дороги, во многом зависит наша с вами безопасность.

В Сургуте сегодня 8 автошкол. И, практически, каждый год из их стен на дороги выезжает — более 4 тысяч новичков. Но насколько уверенно себя чувствуют на улицах большого города обладатели новеньких прав? За прошлый год водители, стаж которых менее двух лет, 23 раза становились участниками ДТП. В результате чего, 40 человек получили травмы различной степени тяжести. Много это или мало, когда речь идет о человеческих жизнях, такого вопроса не должно быть в принципе. К тому же, подчеркну, статистика в ГИБДД ведется только по тем авариями, где есть пострадавшие, а так их на порядок больше. Так может закручивание гаек и не самый плохой вариант? Чем дисциплинированнее станут автошколы, и чем сложнее будет получить права, тем меньше «чайников» выедет на дороги?

Паника в глазах и неуверенные движения на дороге. Общая характеристика любого начинающего водителя. Графа «виновник ДТП» в этом портрете, к слову, отсутствует. По статистике, новоиспеченные автомобилисты водят гораздо аккуратнее опытных «бомбил». С начала этого года по сводкам ГИБДД произошло лишь шесть аварий с участием новичков. Причём, трое из них права получили в других регионах.

«Если говорить о женском контингенте, именно, о девчонках — эти люди нарушают лишь в том случае, если она точно не знает, что она делает или недопонимает ситуацию. А что касается мальчиков, мужского пола, то те поинтереснее. Тем надо успеть, надо ещё что-то , и вот в этом они отличаются», — отмечает мастер производственного обучения Андрей Легасов.

«Инструкторы — они поддерживают нас и в любой ситуации говорят, что правильно делать, и это откладывается в голове всегда», — говорит водитель-новичок из Сургута Оксана Чаплыгина.

Чем выше стаж — тем наглее поведение на дорогах. Эту истину инспекторы, да и водители, знают давно. Именно бывалые автомобилисты и провоцируют аварии. Но несмотря на это, «закручивать гайки» в стремлении свести показатели смертности на дорогах к нулю, решили именно в автошколах. За последнее десятилетие программа подготовки несколько раз менялась. Инструкторам, чтобы не потерять работу, пришлось даже переучиваться на педагогов. Изменился и сам порядок сдачи экзамена. При этом, критерии оценки остались прежними. По словам экспертов, такой подход обречён на неудачу.

«За рубежом не это проверяют. В реальных условиях вождения, как на скорости маневрирует учащийся — будущий водитель, умеет ли он создавать безаварийное пространство вокруг автомобиля, умеет ли прогнозировать, обгоны совершать. А у нас за сколько секунд, и как. Прозрачный, объективный, неподкупный должен быть экзамен. А у нас по всем 2 с минусом. Он не прозрачный, он не объективен. 30-40% заявляют, что я купил права», — говорит глава «Гильдии Автошкол» России Сергей Лобарев . Москва).

Саму программу подготовки будущих водителей разрабатывают специалисты министерства образования. Но где Москва, а где мы?! Её реализацию на практике оценивают местные сотрудники госавтоинспекции, которые к методике обучения отношение имеют весьма косвенное. Да и штатной численностью ГИБДД после реформ похвастаться не может. Хватит ли у них времени и экзамены принимать, и школы проверять, и за порядком на дорогах следить?!

«На каждого сотрудника, действительно, увеличивается нагрузка, но данная проблема на гражданах не отражается», — говорит старший государственный инспектор БДД РЭО ГИБДД УМВД России по г. Сургуту Владимир Бетин.

Руководители автошкол полярного мнения. Говорят, дожидаться инспектора на экзамен иногда приходится по несколько месяцев.

«Мы ждем более тысячи экзаменаторов, которые занимаются сейчас автошколами, фотографируют наши плакаты, педали, смотрят сайт, методику, мы их на дороге ждём», — отметил Сергей Лобарев.

Ответственность автошкол за выпускников, акцент на вождение по городу — безусловно, всё это отразится на стоимости самого обучения. Так что в ближайшем будущем получить права станет настоящей роскошью. Хотя по задумке законотворцев, конечная цель всех этих реформ должна отражаться не на кошельках россиян, а на их безопасности.

К 2024 году количество погибших в ДТП должно снизится в три раза. Неплохих показателей уже удалось добиться, благодаря внедрению систем видеонаблюдения и штрафам. Чем больше сумма и регулярней прилетают «письма счастья», тем ответственнее водители. Просто взывать к совести, к сожалению, не продуктивно. Также как нерезонно начинать воспитывать во взрослом человеке социальную ответственность. Ведь, по сути, и сейчас в автошколах никто не учит правила нарушать или нетрезвыми за руль садится.

Так есть ли смысл в частных корректировках образовательных программ без комплексной реформы: где участника безопасного дорожного движения выращивают с детского сада, а водить изначально учат в реальных условиях.

Юлия Шадевская, Анна Кучма

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ