Эксперты и жители активно работают над брендированием территорий Тюменской области
В Тюменский мультицентр «Контора пароходства» съехались представители десятков сельских поселений и муниципальных районов области. Здесь состоялось сразу 3 события одновременно. Награждение победителей конкурса «Лучший проект в сфере туризма малых территорий», Фотоконкурс «Лучшая деревня». Но главное — первая встреча в рамках проекта по созданию брендов малых территорий. Такую задачу — брендирование и продвижение территорий региона — поставил в своем послании губернатор области.
Брендирование территорий — долгий и непростой процесс. Конкурс на лучший проект в сфере туризма малых территорий — это первая попытка «нащупать» очертания будущего бренда.
Звание самой красивой деревни по итогам фотоконкурса, конечно, условно. Но результат превзошел ожидания: авторам удалось увидеть красоту в привычном ежедневном пейзаже. 10 лучших работ станут передвижной выставкой, которая теперь поедет по районам. А 10 лучших бизнес-проектов получат помощь и продвижение от Тюменской торгово-промышленной палаты. Но успеха малого бизнеса для продвижения территории мало. В рождении бренда, как создании смыслов, должны участвовать все жители.
«Туристы — это туристы. И деньги, когда выделяются какие-то средства — этого мало. У нас есть и активные жители, которые помогают в процветании нашей территории», — отметила главный бухгалтер администрации Каменского МО Тюменского района Ольга Матвеева.
Каменский район занял третье место в фотоконкурсе. Лучшие работы, к слову, отбирали общим голосованием жителей. В деревнях и селах наработана практика не только отбора, но и совместной реализации социальных проектов. Создание брендов — тот самый случай, когда в процессе должны участвовать все: и бизнес, и власти, и общественность.
«Мы богаты на смыслы, Тюменская область богата на смыслы. И бренд — это про жизнь. Про то, зачем мне нужно сюда приехать, или про то, чем я горжусь, живя в этом населенном пункте, селе, деревне», — отметила президент Союза «Торгово — промышленная палата Тюменской области», советник губернатора Ольга Езикеева.
Регион уже наработал свой кейс успешного брендирования. Это и «термальное море», и древняя столица Сибири Тобольск. Исторические маршруты, связанные с ссыльными декабристами. Ярковский район ассоциируется с именем Распутина, Ишим — с Петром Ершовым и «Коньком-Горбунком», Ялуторовск — с гигантскими блинами. И все это логично встроено в главный региональный бренд — «Visit Tyumen», который успешно привлекает туристов и инвестиции. Потенциал малых территорий области ни в чем не уступает, и каждая деревня в перспективе может иметь свое «лицо», считают специалисты.
«В глобальном плане, если мы говорим о развитии территории, привлечении туда инвесторов, гостей, туристов, это должен быть единый брендинг, который объединит весь муниципальный район как территорию. Ну и все это должно укладываться в общий брендинг Тюменской области», — подчеркнула директор Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова.
Процесс, конечно, потребует вложений. Ведь удачный бренд подразумевает и создание комфортных условий.
«Должны быть не только туризм, чистый воздух, санатории, термальные источники, но и другие направления. Комфортная жизнь, комфортные условия для инвестирования», — обратил внимание директор Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Николай Пуртов.
Понимание того, что нужно найти, кажется, есть. Главный вопрос: как сформулировать и объединить в бренде красоту природы и уникальные явления, вкусную еду, этнику и историческую память. Или как разделить между муниципалитетами маршруты декабристов, которые связаны с несколькими поселениями? Кто из районов будет претендовать на брендинг Ингальской долины? Ведь знаменитый археологический памятник охватывает территории сразу нескольких муниципалитетов. На этот счет у бизнеса есть встречные предложения.
«Ярковский район, Исетский. Ялуторовский район будет заявлять свою идентичность этой Ингальской долине, как идею продвижения собственной территории. А если будет создан кластер, и оценивать будут совместную работу глав, тогда и работа будет идти по-другому», — высказался руководитель Термального парка «Фешенель», победитель в номинации «Лучшая туристская база» Алексей Балакин.
Впереди — изучение информации, предложений, стратегий и мнений. И только потом — создание бренда. К работе уже подключились топовые специалисты по брендированию и продвижению. Времени немного. Проект должен заработать уже в следующем году.
Марина Барышникова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале