Принудительная сиеста! Поможет ли малому бизнесу ограничение работы гипермаркетов?

19:17 07.04.2017 Экономика 5607 просмотров

    За колбасой и хлебом! Глава Сургута Вадим Шувалов на этой неделе лично проверил, присутствуют ли местные производители продуктов в крупных федеральных сетях. Поводом стали неоднократные жалобы городских предпринимателей на то, что в гипермаркетах они не сильно желанные гости. Тем не менее, градоначальник с удивлением обнаружил — товары «мейд ин Сургут» на полках больших сетевых магазинов все же есть. Причем по некоторым направлениям занимают даже лидирующие позиции. Например, в одном из гипермаркетов Вадиму Шувалову назвали такие цифры: 50 процентов покупаемого хлеба — это сургутский хлебзавод, а 20 процентов колбасных изделий — это сургутский мясокомбинат.

    Можно было бы сказать, что впечатляет. Но с другой стороны, стоит ли хвастаться хлебом единым? Например, ту же хлебозаводовскую кондитерку на прилавках сетевиков сложно найти. Да и ассортимент по местной колбасе, если присмотреться, не очень большой. На это же обратил внимание и сургутский глава. Мол, расширьте линейку! Сетевики вроде бы и не против. Вот только что делать с ценами, которые у местных всегда оказываются выше?

     «Взаимоотношения местного производителя крупных сетей — это не всегда просто. Существует ряд моментов, которые должны учитывать и одни, и другие: постоянное присутствие товара на полке, логистика, обязательно цена, которая для нас, безусловно, важна. Мы не можем поставлять даже очень хорошие продукты, но по баснословным ценам, которые не будут востребованы людьми», — сказал директор по связям с общественностью и взаимодействию с государственными органами федеральной торговой сети Кирилл Масленцин.

    Но это-то как раз факт известный. Цена и качество — всегда два взаимосвязанных вопроса. Снизить одно получается только за счет другого. А если местные это делать начнут, то тогда зачем они в принципе на полках нужны? Сухой молочный порошок, разбавленный в формалине, мы и так по красивой упаковке выберем. Если цельное, да еще и только вчера из-под коровы, то, увы, цена вдвое выше. А такое вдвое выше в концепцию сетевиков не впишется никогда. В общем, ничего личного, только бизнес.

    На этом фоне помочь местным региональным производителям пытаются российские законодатели. Так, еще на прошлой неделе в Совете Федерации были озвучены инициативы, серьезно ограничивающие работу гипермаркетов. Согласно поправкам, которые хотят внести сенаторы, большие сетевые магазины могут быть открыты только в определенные часы: с понедельника по пятницу до 9 часов вечера, в субботу только до 4 часов дня, а в воскресенье и вовсе не будут иметь права работать. Все это предлагается сделать исключительно для поддержки малого и среднего бизнеса. Причем как из области торговли, так и из области производства. То есть, по мнению сенаторов, покупатели переориентируются на маленькие придомовые магазинчики, где полки будут заставлены большим количеством товаров местных производителей.

    И тут-то многие из тех, кто такие магазины посещает, явно начали улыбаться. Потому, что знают — от перемены мест торговли меняются только суммы, оставленные там, но никак не товары. Они, по большому счету, одни и те же. Что в маленьких магазинах, что в гипермаркетах.

    Разница для сургутского потребителя очевидна в цифрах. Элементарно: молоко в магазинчике возле дома стоит 75 рублей, то же самое в гипермаркете — 68. Сметана — 90 вместо 80. Сахар — 85 вместо 60. И так далее. По итоговым суммам все очевидно. В общем, местным производителям эта законодательная инициатива вряд ли поможет, потребителям, вроде бы тоже. Кто же тогда останется в выгоде?

    Что покупать, где покупать, а главное, когда. Свой тайм-менеджмент мы вправе регулировать сами. Кого-то устраивают круглосуточные продуктовые магазины у дома. Кому-то удобно закупать продукты в гипермаркетах в будни, потому что там большой выбор и небольшие очереди. А кто-то   штурмует федеральные сети в выходные, потому что в другие дни просто некогда.

— На выходных, в основном, едут закупаться.

— Как говорится,каждый подстроится под тот режим работы магазина, раньше вообще по выходным магазины не работали, я имею ввиду, в наше советское время.

     «Покупатели пользуются как большими гипермаркетами, так и маленькими магазинами. Считаю, все-таки, выбор должен быть у покупателей, он сам решит, где ему приобрести товар, некое ограничение ограничит и выбор покупателя», — прокомментировала заместитель главы администрации Сургута Анна Шерстнева.

    Очевидно, изменение режима работы гипермаркетов и их закрытие по воскресеньям не станут трагедией для страны. Хотя, да, будет неудобно. Ведь мы привыкли к большому выбору в больших магазинах практически в любое время суток. А тут придется идти в относительно маленькие торговые точки, уступающие в ассортименте, что для последних, естественно, огромная победа.

     «Сургут — наглядная иллюстрация того, что происходит, когда приходят федеральные сети. Во-первых, исчезают малые форматы торговли, местные сети, если мы понимаем, что федеральные сети захватывают весь рынок, они вообще лишаются возможности продавать свою продукцию и закрываются. Мы понимаем, что мы ставим крест на всем местном производстве», — прокомментировал председатель правления сургутской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов.

    Местные товаропроизводители давно жалуются на сети, мол, попасть туда сложно, да и находиться не всегда выгодно. У федералов ряд требований к упаковке, ценам, логистике. Соблюдать их малый бизнес иногда просто не может. Поэтому те же фермеры и местные предприятия развозят свою продукцию по небольшим магазинчикам, на центральный рынок или, в конце концов, открывают свои торговые точки.

    При этом при всем стоит отметить, что на полках крупных сетевых магазинов все-таки можно найти товары сургутские. В одном из гипермаркетов наш хлеб занимает 50 процентов от общего объема, а колбаса — 20. Сокращение рабочего дня этих торговых точек может грозить убытками и сургутским предприятиям. Поэтому, если уж поддерживать местный малый бизнес, то точно другими мерами.

     «Если магазины, большие сети будут работать до четырех или до пяти вечера, это не решение вопроса. Другое дело, что, если мы хотим поддержать, то нужно создавать небольшие точки придомовые именно из местных. Придомовые точки, которые должна местная администрация, конечно, поддерживать. Конкурировать и бороться любому производителю или торговой какой-то точке с такими большими сетями — это, конечно, сложно», — отметил директор СГМУП »Сургутский хлебозавод» Сергей Пустозеров.

    Одно дело европейские страны — там давно принято закрывать на ключ гипермаркеты и созывать народ на всевозможные фермерские рынки и лавочки. Альтернатива сетям там действительно есть. А у нас?

     «Вопрос ведь не в работе супермаркетов и гипермаркетов в субботу и воскресенье. Вопрос в том, насколько сегодня будут развиваться какие-то другие торговые форматы. Все торговые форматы должны развиваться одновременно, и тогда не будет возникать никаких подобных вопросов от сенаторов», — считает директор по связям с общественностью и взаимодействию с государственными органами федеральной торговой сети Кирилл Масленцин.

    Представители торговых сетей, естественно, не на стороне возможного нововведения. Минус один рабочий день принесет им убытки, что, в конечном счете, может вылиться в подорожание продуктов. Так что идея сенаторов ограничить время работы гипермаркетов, чтобы поддержать местный бизнес, пока не очень понятно, кого поддержит на самом деле.

    Еще раз о том, что такое придомовые магазины и какова их дальнейшая судьба. Очевидно, если вспомнить распространенную в последние годы шутку: «Не подскажете, где найти ближайшее отделение Сбербанка. — Не подскажу, но он точно где-то   рядом с ближайшим «Магнитом»». Если все придомовые магазины через какое-то время будут называться одинаково, то смысл в законодательной инициативе становится только один — ограничение одних федеральных сетей ради прибыли других.

    Ну а что касается судьбы местного товаропроизводителя, о будущем которого якобы все так пекутся, понятно, что от ограничения работы супермаркетов бизнесменам ни холодно, ни жарко. Им нужна поддержка, которая поможет в еще большем повышении качества и снижении стоимости их продукции. Все остальное — явно от лукавого. Только в таком случае они могут рассчитывать на народную любовь. Причем не абстрактную, а ту, за которую потребители голосуют кошельком. Пока с этим явно есть проблемы.

— Нужно ли, по вашему мнению, поддерживать местных товаропроизводителей?

— Да, я считаю, конечно.

— То есть, когда вы идёте в магазин, вы покупаете продукцию местных производителей?

— Не обязательно, но, в основном, наверное, да — местных.

— А какие именно?

(Смеётся). Короче, ладно, давайте проедем.

— То есть, не покупаете на самом деле?

— Не, не знаю.

— Когда вы идёте в магазин, вы покупаете местную продукцию, которую там продают?

— Ну, да.

— А какую именно?

— Да я даже как-то   не интересовался.

— То есть, вы не знаете местная она или нет, когда покупаете?

— Ну, по сути, да, не знаю.

— Нужно ли поддерживать местных производителей, как вы считаете?

— Конечно, нужно.

— То есть, когда вы идёте в магазин, то покупаете там местную продукцию?

— Если есть, да.

— А что именно берёте?

— Овощи вот раньше были местные, это всегда покупали.

— А сейчас?

— А сейчас не вижу.

— Когда вы идёте в магазин, то покупаете местную продукцию?

— Ну, не всегда, но покупать местную стараюсь.

— А почему не всегда?

— Не всегда, потому что цены там побольше, чем вот в этих супермаркетах.

— Когда вы идёте в магазин, вы покупаете именно местную продукцию?

— Я стараюсь подешевле, покачественней.

— То есть, не всегда местную?

— Ну, как сказать… (улыбается). Не отвечу.

— Нужно ли поддерживать местного товаропроизводителя?

— Обязательно.

— То есть, когда вы идёте в магазин, вы покупаете местную продукцию?

— Стараюсь, стараюсь смотреть, что покупаю.

— А какую именно?

— Именно.. (смеётся).

— То есть, сейчас затрудняетесь назвать конкретные марки, товары?

— Ну, да.

Мария Лебига, Сергей Зотов, Александр Кудрявцев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 4
 рр

# styanerling 13.04.2017 01:49:20 0

 Тоже предпочту купить молоко дешевле, чем по бешеным ценам у фермеров. И плевать что оно настоящее.

# kis@ 08.04.2017 11:51:49 0

 сургучи, такие сургучи! «поддерживать местных наААААдААА! Даааа!!! а вот покупать — покупают что дешевле — что продукты, что китайское барахло.

# anonimnys 08.04.2017 09:54:43 0

 Статья как бы не о чем, не выводов не цифр а вернее цен где что и почем. Нынче покупатель голосует рублем и берет там где дешевле простите но слово патриотизм и поддержка местных глупа потому как покупателя никто не поддерживает а цены растут. Вот покупаем потому там где дешевле, времена нынче такие и как не зажимай сети в них пойдем птому как там есть товары подешвле. И еще с приходом сетей в Сургут несколько лет назад я с удивлением увидел что цены на фрукты и овощи уже выгодно брать у них а не на рынке овощном про магазы с их наценкой молчу, вытяснили барыг и цены упали конкуренция это хорошо.

# .. 07.04.2017 20:55:53 0

НАВЕРХ