Черный мыс как Бруклин. Какой будет восточная часть Сургута через несколько лет и нужно ли городу становиться миллионником?
Самый обаятельный и привлекательный город. На этой неделе глава Сургута Дмитрий Попов выступил с первым инвестиционным посланием. В сегодняшней экономической ситуации, когда собственных денег нет не только на большие инфраструктурные проекты, но и не всегда хватает, как говорится, на поддержание штанов, только и остаётся, что рассчитывать на некий бизнес-карман, заманивая его в Сургут всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Индустриальные парки, социальная сфера, гражданское и жилищное строительство, развитие транспортной инфраструктуры и даже утилизация ТБО — все это городские власти готовы предложить потенциальным инвесторам. А они, в свою очередь, сегодня тоже переживают не самые лучшие времена. Их теперь не купишь просто размытыми предложениями из серии «А не хотели бы Вы у нас
«Администрацией города Сургута утвержден реестр земельных участков, которые могут быть предоставлены юридическим лицам в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционных проектов. Половина из них на территории ядра центра города. Общая площадь предусмотренных земельных участков превышает 6 тысяч квадратных метров. Здесь должны быть размещены 34 объекта по 7 видам назначения. Только по предварительным оценкам такие меры позволят привлечь в город инвестиции на сумму более 10 млрд рублей», — сообщил Дмитрий Попов.
С ядром центра города всё более или менее понятно. Но земельный вопрос в целом это, само собой, не решает. В смысле его нехватки. Уже сегодня на уровне округа ведутся разговоры о возможном увеличении границ Сургута, на что в своё время сделали ставку некоторые российские города. Например, в Казани чуть ли не подчистую зачистили все промышленные зоны, где затем появились жилые микрорайоны, Белгород увеличился за счёт прилегающих посёлков и деревень. Ну а в Тюмени просто расширили существующие границы. Дальше все просто. Чем больше город, тем он более инвестиционно привлекателен как для бизнеса, так и для населения. Соблазнительная стратегия, в том числе и для Сургута. Правда, в нашем случае это вопрос очень отдаленной перспективы.
«Единственный вопрос, который мы видим, который остро стоит перед городом, это реальное отсутствие земельных участков. Город в границах строго ограничен. Конечно же, мы будем прилагать все усилия для увеличения границ города, но для этого нам перед округом нужно показать свой потенциал нынешний. Поэтому, конечно, мы эти площадки будем увеличивать, расширять, выходить на федеральный уровень для привлечения, и основным лозунгом отдела инвестиций будет то, что Сургут — экономическая столица ХМАО», — прокомментировал заместитель главы администрации Сургута Александр Шатунов.
Ну а вообще, с точки зрения земельных вопросов власти на город смотрят уже по-другому. По крайней мере, есть понимание того, что всё земельное хозяйство давно пора привести в порядок и систематизировать. В первую очередь, именно для этого писались новые правила землепользования и застройки. Благодаря этому документу в городе, на месте бывшей промзоны и печально известного посёлка «Голд Фиш», появится огромный микрорайон. Что это даст Сургуту?
«Безусловно, это как раз стратегический выход на восточную часть, и само развитие города уже пойдёт в восточной части, самое основное развитие, фактически мы убираем промышленную зону», — рассказал Александр Шатунов.
Новый статус огромного куска земли в восточной части города — это, пожалуй, одно из ключевых решений в рамках принятия новых правил землепользования и застройки. Участок, размером чуть ли не в 100 гектаров больше не промзона. Его предназначение — строительство жилья.
«Бывшая часть промышленная, она сейчас по новым ПЗЗ переведена в зону Ж4 — многоэтажные жилые застройки. Здесь более 100 гектаров земли, которые будут отданы под строительство нового микрорайона», — объяснил Александр Шатунов.
Небольшая часть этой большой территории — печально известный посёлок »Голд Фиш». Ещё года 3 назад его обитатели, а это порядка 30 семей, считали переезд отсюда несбыточной мечтой. Сейчас всех нуждающихся расселили, началась зачистка территории.
Посёлок «ГолдФиш» был по-своему уникальным явлением. Все жилые дома на его территории находились в собственности частной фирмы, соответственно, у людей не было никаких прав на эти строения. Судьба этого посёлка долгие годы была предметом торга между городской администрацией и собственником. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в этой истории появился реальный инвестор, он и расселил жителей.
Сам по себе посёлок с точки зрения инвестора кусок не такой уж и лакомый. Сложно представить, что при прочих равных потенциальные покупатели жилья предпочтут микрорайон, окружённый полуразрушенными ангарами и производственными базами. Собственно, поэтому территория огромной промзоны во время подготовки новых градостроительных норм рассматривалась как единое целое с посёлком.
«Безусловно, при всех достаточно больших размерах земельного участка сам »Голд Фиш», я думаю, вряд ли был бы интересен, и именно вопрос с его переселением удалось решить только во взаимной связке с другими земельными участками. Сам по себе »Голд Фиш» как анклав, я думаю, вряд ли был бы интересен», — отметил депутат думы Сургута Дмитрий Пахотин.
А здесь для застройщиков — раздолье! В первую очередь из-за появления транспортных артерий. Именно к границам этого участка как раз должна выйти сургутская объездная. Кроме того, инвестор, а это компания «Сибпромстрой», готов финансово поучаствовать и в строительстве продолжения улицы Нижневартовское шоссе, что обеспечит выход на автодорожное кольцо рядом с посёлком Финский.
«Мы сегодня выйдем с предложением к администрации города Сургута, округа, скажем так, о совместном проведении работ по освоению данной территории. Необходимы как воздух туда дополнительные дороги, это продолжение улицы Нижневартовское шоссе, мимо нашего завода, через железнодорожные пути. В качестве инвествклада „Сибпромстрой“ готов построить мост автомобильный, чтобы доступность была в продолжении Нижневартовского шоссе на дамбу ГРЭС», — прокомментировал учредитель группы компаний »Сибпромстрой» Николай Сторожук.
Переселение балочников и строительство сотен тысяч квадратных метров жилья — дело, конечно, хорошее и нужное. Но главное всё-таки не в этом. Обустройство территории в дальнейшем даст толчок развитию всей восточной части города, в том числе, не совсем обустроенным посёлкам, таким как Финский. Именно в районе этого места запланировано появление второго сургутского моста. Перспектива, конечно, отдалённая, но она есть. Так что, глядишь, лет через -дцать никому не интересный, застроенный балками и заброшенными базами клочок земли станет одним из престижных районов города.
Расширение городской черты и появление новых рынков сбыта — дело, конечно, хорошее, но бесконечный искусственный рост территории без какой-либо стратегии невозможен. Сначала мы говорим о промышленном центре, потом о научном, затем о логистическом… Откуда, правда, всему этому хозяйству завестись, не совсем понятно. По крайней мере, до сегодняшнего дня каких-то очевидных попыток превратить Сургут хоть в какой-то из центров замечено не было. При этом ещё в конце 80-х прошлого века отцы города понимали — с учётом существующей энергетики, территории, потенциальной застройки — дальнейшее развитие без большого производства невозможно. Тогда, появились предложения о строительстве здесь Нефтехимкомплекса, как бы сказали сегодня, целого промышленного кластера по глубокой переработке сырья. Появившаяся тогда демократически настроенная общественность обеими руками проголосовала против. Так что заводов нет, а мы имеем то, что имеем. Вот что в далёком 1989 году об этом думали жители города:
— Считаю, не нужен он нам здесь, чтоб сюда возили с Америки нам мясо, молоко и прочее, хлеб, чтоб нас здесь кормить. Лучше мы будем жить на земле, здоровше, чем мы здесь без недостатка кислорода живём.
— Я отношусь отрицательно к строительству НФК, прежде всего, в экономическом плане, я считаю, что предполагаемое расширение города — это всё совершенно не нужно. Нужно стабилизировать добычи на каком-то уровне, тогда будет работать где детям, рост городка остановится.
В соседнем Тобольске, похоже, придерживались несколько другого мнения. По крайней мере, там сегодня работают 2 химических гиганта — «Тобольск Полимер» и «Тобольск Нефтехим». Всё это вдохнуло новую жизнь в один из промышленных центров всего Зауралья. А ещё несколько лет назад сложно было понять, город это или деревня, которая находится на грани вымирания. Определились со стратегией, создали условия, результат себя ждать не заставил. Глядя на такой пример, изменили бы сегодня мнение жители Сургута? Или всё дело в провинциальном отношении к городу, в котором мы живём, что и мешает нам развиваться?
— Как вы относитесь к тому, что Сургут может стать городом-миллионником?
— Прекрасно.
— Чтобы город стал миллионником, нужно больше денег, производств. Как вы относитесь к тому,что здесь появится крупный нефтехимкомплекс?
— Этого не хочется.
— Почему?
— Потому что засорят экологию.
— То есть, миллионником быть хочется, а …
— Честно сказать, не очень хочется.
— Уже не очень?
— Если здесь появятся какие то химические эти, не очень хочется.
— А как тогда нам стать миллионником?
— А не надо нам становиться миллионником.
— Несомненно,
— А что к этому идет?
— Производства, инфраструктура.
— А какие производства?
— Нефтепромыслы.
— У нас есть два крупных предприятия, их же не прибавляется, как в той же соседней Тюмени. А если у нас появится крупный нефтехимкомплекс со всеми вытекающими последствиями?
— Он будет в границах города?
— Да, но мы с вами фантазируем.
— Ну, если он будет в границах города, это наложит отпечаток, многие инвестиции могут прекратиться. Будь я умным и богатым парнем, я бы передумал ехать в холодную Сибирь. где рядом еще есть химкомбинат. Также продолжительность жизни уменьшится, и, естественно, это плохо для развития города.
— Хотели ли бы вы,чтобы Сургут стал городом-миллионником?
— Конечно.
— Понятно же, что, чтобы мы стали миллионником, невозможно стоять на месте, как сейчас, нужно развиваться и, естественно, с помощью открытия крупных предприятий. В этой связи, как бы вы отнеслись, если бы в Сургуте появился крупный НФК?
— В плане экологии, кончено, нет, загрязненность здесь и так зашкаливает.
— Вы бы хотели, чтобы Сургут стал городом-миллионником?
— Да мне разницы нет.
— Город-миллионник — это больше инвестиций, больше денег.
— Ну пусть будет.
— А если в связи с этим появится крупный нефтехимкомплекс со всеми вытекающими последствиями?
— Я не знаю, ничего не могу сказать.
— Ну, вам же здесь жить.
— Пока да.
— То есть, вы временно относитесь к этому городу? Спасибо за честность.
Виталий Щербаков, Мария Лебига, Татьяна Островская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Bogomolova 20.03.2016 22:16:04 ▲ 0 ▼
# Bogomolova 19.03.2016 20:45:40 ▲ 0 ▼
В черте города никак не следует строить, хотя бы на том же расстоянии как ЗСК и ГПЗ хотя бы, так было бы немножечко спокойней
Как то зашел внутрь дворов по ул. Мелик-Карамова. Мать честная!
Мало того что там за 25 лет палец о палец не ударили для благоустройства — так там еще с домов краска 1984 года облезла и яма на яме на проездах…
А мы расширяться новостройками вздумали на Восток
# Уже не сургутянин 19.03.2016 03:19:17 ▲ 0 ▼
# Уже не сургутянин 19.03.2016 03:24:14 ▲ 0 ▼