Главная поддержка- хороший рынок сбыта. Почему продукцию сургутских фермеров не найти на прилавках крупных магазинов?
Почти миллиард рублей потратит Югра в этом году на поддержку агропромышленного комплекса. Деньги, даже в сравнении с сельскохозяйственными регионами, немалые. И все вроде бы в соответствии с модным ныне в стране трендом об импортозамещении. Но вот удивительно — ни субсидии, ни благоприятные кризисные условия не меняют картину, связанную с развитием наших местных фермерских хозяйств. Во всяком случае, как потребители мы этого не видим. Нет, конечно, продукция фермеров изредка встречается на прилавках. Но главное слово здесь «изредка». То есть попробуй еще найти, а потом попробуй еще успей вовремя купить.
При этом, по словам самих сельскохозяйственников, возвратной молочки и мяса у них практически не бывает. Спрос есть! Почему же тогда не увеличивают объемы? Все говорят банально просто — нет хороших точек сбыта. Таких, как, например, федеральные торговые сети или придомовые магазины. Не любят коммерсанты работать с так называемым скоропортом, да и самим мелким производителям не по нраву условия, предлагаемые продавцами.
Вот для примера один факт. В сургутских судах сейчас десятки дел, связанных с миллионными долгами магазинов перед поставщиками (не перекупщиками, а теми, кто как раз предлагает местное, родное). Именно по тому лишь немногие предприниматели- сельскохозяйственники готовы сбывать продукцию через популярные торговые точки.
«Продукция, которая производится сельхозтоваропроизводителями местными, она, как правило, свежая продукция, то есть такой продукции, как у наших фермеров, например, диетическое яйцо, с другого региона нам привезти не могут. Как правило, она отсутствует на рынках. Кроме того, парное мясо также можно купить только у местных товаропроизводителей. Каждый хозяйствующий субъект сам принимает решение в зависимости от проводимой маркетинговой политики. К примеру, у нас в прошлом году появилась новая компания, это акционерное общество „Агрофирма“, которая приняла такую свою стратегию реализации продукции через федеральных ритейлеров. То есть они работают плотно с «Монеткой», работают с другими компаниями крупными. Напрямую у них нет своей торговой сети, то есть непосредственно работают с крупными оптовыми компаниями. То есть продажа продуктов фермеров — это задача самих фермеров, безусловно»,- комментирует Дмитрий Наливайко, начальник Управления агропромышленного комплекса, использования рыбных ресурсов ХМАО-Югры.
Может, конечно, и не наше дело — заниматься реализацией чьей-либо продукции. Но тогда, как в конечном итоге померить результаты региональной поддержки? По миллиарду в год — это вам не шутка. Если просто на поддержание штанов, чтоб было и есть немного просило, то, наверняка, многие увидят и более приоритетные направления, куда эти бюджетные деньги потратить можно. Если все же мы говорим про некое развитие отрасли в целях, например, диверсификации экономики, то тогда надо понимать — никакого развития без политики продвижения товаров местных производителей не будет. Во всяком случае, не было нигде. Ни в успешно развивающих сельское хозяйство российских регионах, например в Тюмени, ни в тех же западных странах, которые занимаются реализацией своих национальных продуктов на государственном уровне.
Именно такого подхода сегодня хотят и наши местные югорские фермеры. Которые рады бы и надои увеличить, и, в каком-то смысле, косить больше, да только бояться совсем разориться.
«Производим вот вареники с творогом ручной лепки. Творог домашний, сами производим со своего молока»,- хвалится чуть ли не самый молодой фермер Югры Александр Герусов. Кстати, и один из самых успешных. За пять лет удалось создать небольшую сеть торговых точек. Здесь и собственная продукция- мясо, молоко, яйца, и товары фермеров со всей Югры. Чтобы зарабатывать и развивать свой бизнес, Александру приходится разбираться и в животноводстве, и в маркетинге.
«Сам глава должен в этом разбираться, но он не справится, если ему заниматься и хозяйством, и магазинами. Все равно у него должен быть помощник, который в этом разбирается. У меня очень много других забот, поэтому я подключил свою семью, свою супругу, которая магазинами занимается»,- говорит Александр.
Продвижение собственных эко-продуктов удается далеко не всем сельхозпредприятиям. В Сургутском районе их аж 43. В хозяйствах привыкли продавать выращенное прямо на ферме, либо в небольших магазинах, разбросанных по всему городу. О которых могут знать только знакомые фермеров, но далеко не большинство их потенциальных покупателей.
— А вы много знаете магазинов в Сургуте, где фермерские продукты есть?
-Ну так, один-два.
-Видимо, это будет зависеть больше от горисполкома, чтобы создали условия для ИП, как их называют, чтобы оно шло в продажу, люди покупали.
Для того, чтобы появилась реклама и новые рынки сбыта, нужно объединяться, действовать сообща, в том числе и с властью. Поскольку самый очевидный вариант — вход в крупные сети — закрыт.
«Фермерам нужны живые, быстрые деньги, а там стоит условие, что только через месяц оплатим, при том, если осталась нереализованная продукция, то забирайте. Есть вопросы у них, они пытались, пока сами не очень туда стремятся. Они говорят, проще, если мы сами с собой скооперируемся, сбыт у нас есть»,- объясняет глава администрации Сургутского района Сергей Черкашин.
Конечно, идеальный вариант для фермеров и для желающих покупать домашние творог, яйца и мясо — создание фермерских магазинов. Пускай не в шаговой доступности, но хотя бы в разных районах города. Такой вариант власти региона пока считают не очень резонным. Местной продукции маловато.
«По сути, самой фермерской продукции не так много. Если взять в процентах от уровня обеспеченности продовольствием по нашему региону, то объем продукции производимой в нашем регионе, он составляет от 5 процентов по молоку до 44 процентов по рыбе»,- отметил Дмитрий Наливайко.
Следуя логике властей, фермеры сначала должны увеличить объемы продукции. И, возможно, даже поработать себе в убыток. Только тогда, возможно, чиновники задумаются о том, что в качестве поддержки нужно заниматься и решением вопроса о новых точках сбыта, и открытием, например, каких-то фермерских магазинов. На сегодняшний день фермерам предоставляется такая возможность только на центральном рынке Сургута, пусть и по льготной арендной ставке.
Однако такими условиями пользуются далеко не все фермеры Сургутского района. Например, на центральном рынке их только 7 из 43 существующих. Получается, остальным даже скидки в аренде не кажутся выгодными. Понятно, что своих клиентов они все равно находят. В убыток себе никто работать не станет. Но вот клиенты не всегда находят местные натурпродукты.
Гораздо проще спуститься на первый этаж своего дома, а магазины у нас везде и всюду, и приобрести завозные продукты. Вот и получается, сколько не вкладывай в местных фермеров, если их не продвигать, деньги все равно упадут в казну другого региона.
Мария Лебига, Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале