"Прожиточный минимум". На чем Сургут будет экономить в 2016 году, и какие виды бизнеса могут пополнить городскую казну?
Только на самое необходимое. Городской бюджет следующего года, принятый сургутскими депутатами на этой неделе, уже назвали прожиточным минимумом. Тенденция такая — урезать траты, без которых можно прожить. Например, отказались от проведения конкурса песчаных скульптур. Он ежегодно обходился городской казне в 2 миллиона рублей. В общем, деньги относительно небольшие. Но благодаря сокращению таких статей удалось сэкономить и перераспределить 177 миллионов рублей.
«От
В целом же, доходы городской казны в 2016 году составят почти 20 миллиардов рублей, при этом расходная часть больше, чем на миллиард. Дефицит приличный, но источники его покрытия запланированы. В том числе, при самом худшем развитии сценария, возможен кредит. Предполагаемый заём порядка 700 миллионов рублей. Жить взаймы городу, собирающему почти пятьсот миллиардов налогов в бюджеты всех уровней, — это действительно вынужденная мера, ведь все взятые на себя обязательства, в первую очередь, по зарплатам бюджетников и содержанию соцобъектов, надо выполнять.
А что делать? Рецепт нынче всем предлагается только один. Бизнес развивать. В нашем случае — малый, средний, и чтоб еще с добычей был не связан, и чтоб на «купи-продай» был не похож. Задача в Сургуте практически не разрешаемая. Сегодня из тех самых 20 миллиардов доходов только один приходится на долю ИП и ООО. Удвоить бы показатели, и, глядишь, проблема с дефицитом решена. Но пока миллиард — это, похоже, предел мечтаний. Тут, в основном, торговля и сфера услуг. А это даже без учета кризиса имеет свои границы.
Правда, надо отдать должное — местные власти не отчаиваются, и в том же бюджете 2016 закладывают меры поддержки для начинающих предпринимателей. Все так же звучат призывы стать независимыми, именно в кризис начинать свое дело. И прежде всего, приветствуются стартапы, связанные с мелким производством (как бы импортозамещением), ну и, конечно, со сферой социально ориентированных услуг.
Мол, если правильно посмотреть, в этом направлении еще поле напаханное. Главное — преодолеть не финансовый кризис, а кризис идей.
Может ли производственная «кухня» типографии быть интересна туристам? Оказывается, еще как. В этом убедилась руководитель одного из таких сургутских предприятий Наталья Кикор. Она уже несколько месяцев водит сюда на экскурсии школьников. С одной стороны, такое занятие выполняет функцию профориентации, с другой — вполне хороший способ пополнить доходы.
«Я создаю тот продукт, который интересен детям, интересен родителям, и он продает сам себя, соответственно, я зарабатываю. Никто не предполагал, что это будет настолько интересно, настолько выгодно в финансовом плане», — отметила предприниматель Наталья Кикор.
Свободных ниш на сургутском рынке хоть пруд пруди. Будь то производственный туризм, квесты в реальности или школа аэрографии. Угадать потребности целевой аудитории и затем предложить им качественный товар или услугу — в этом и состоит залог успеха любого предпринимателя. Если он действительно заточен под своего потребителя, а не просто хочет заниматься банальным «купи-продай».
Молодой предприниматель Александр Лукьянчук в этом кризисном году открыл в Сургуте производство стеклоомывателя. Подспорьем стал окружной грант на 300 тысяч рублей.
«Любое время хорошее, если есть идея, если есть спланированный формат реализации. Мне, в принципе, кризис не страшен, даже наоборот, мой продукт называется импортозамещение. Я думаю, благодаря уходу иностранных продуктов с рынка, я смогу занять их долю», — рассказал Александр Лукьянчук.
Местные и окружные чиновники как раз и занимаются поддержкой таких стартапов. В этом году из бюджетов различного уровня было выделено около 18 миллионов рублей на всевозможные субсидии и гранты. Власти определили список приоритетных видов бизнеса, которые тем или иным образом поощряются. В числе этих направлений, например, услуги по уходу и присмотру за детьми.
«У нас хорошую поддержку получили учреждения и предприятия, которые оказывают услуги по присмотру за детьми. В общей сложности, сегодня это 3 миллиона, надо сказать, это субъекты, которые получили поддержку в размере 1 миллиона». — отметила директор департамента по экономической политике администрации Сургута Юлия Королева.
Пока каждый ребенок не будет обеспечен местом в детском саду с самого раннего возраста, спрос на предпринимательские услуги в этой сфере не иссякнет. Однако при всех, казалось бы, очевидных достоинствах этого бизнеса официальный статус «частный детский сад» имеют в Сургуте лишь три учреждения.
Одно дело — конкуренция. Это естественный отбор. Выживает и развивается только тот, кто выгодно отличается от остальных, услуги которого востребованы населением. Но другое дело — внешние обстоятельства. Вот они-то наверняка способны потопить малый и средний бизнес.
Рост курса валют, высокие ставки по кредитам, дополнительные налоги — все эти новости не добавляют оптимизма в предпринимательской среде. В кризисное время тяжело приходится даже бизнес-акулам, не говоря уже о новичках. Эксперты говорят о том, что в Сургуте действительно существует постоянный приток начинающих предпринимателей. Однако спустя время многие из них прекращают работу. А на их место приходят другие.
«На мой взгляд, по моим субъективным ощущениям, сохраняется небольшой процент предпринимателей, которые начали с поддержки, свою нишу уловили и начали работать, работать и развиваться», — отметила генеральный директор ТПП Сургута Анна Чурманова.
Так что пока происходящее в сургутской бизнес-среде напоминает принцип работы инкубатора. Там с завидной регулярностью вылупляются все новые и новые партии птенцов. Правда, почему-то потом они так и не превращаются в куриц, которые способны нести золотые яйца.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# kompressor 22.12.2015 23:24:27 ▲ 0 ▼