Считаем деньги! Как Сургут и Югра в целом будут жить в экономически непростом 2016 году?
Все, что естественно! При подавляющей поддержке избирателей Сургута и всего лишь в один тур избран новый градоначальник. 23 из 24 депутатов города проголосовали за Дмитрия Попова. Один из 24 кинул в урну пустой бюллетень. Что, по сути, означает — промолчал. А молчание у нас, как известно, приравнивается к полному и безоговорочному согласию с позицией остальных.
«Уважаемые депутаты, на основании результатов тайного голосования на должность главы Сургута избран Попов Дмитрий Валерьевич», — объявил председатель думы Сургута Сергей Бондаренко.
Тоже мне тайна, скажете вы, глядя на список кандидатов. Но тут ведь главное в процедуре тайного голосования что — показать свободу волеизъявления. Мол, никто не давил, и каждый ставил галочку в бюллетене в соответствии со своими представлениями о будущем города. Про будущее — это, на самом деле, и есть сейчас главный вопрос, который волнует сургутских парламентариев.
В стране продолжается кризис, и с регулярностью в три месяца объявляется то новое дно, то новый пик этого явления. Это не может не отражаться на городе. Все более ощутимым становится разрыв между потребностями в развитии Сургута и его финансовыми возможностями для этого. Нужны деньги! А значит, и стратегический курс, откуда эти деньги появятся. Пять лет назад этот вопрос тоже стоял достаточно остро. Но вот представления Дмитрия Попова о том, где их брать, тогда кардинально отличались от сегодняшних предложений.
«Первоочередной задачей вновь избранного главы города Сургута будет, конечно же, выстраивание новых отношений с окружной властью. Это позволит решить основные насущные проблемы наиболее эффективно и в кратчайший срок», — говорил Дмитрий Попов в 2010 году.
«Город должен сохранить статус надёжного партнёра для бизнеса, в первую очередь, для градообразующих предприятий. Быть понятным и предсказуемым, быть удобной и динамично развивающейся площадкой для капитальных и интеллектуальных инвестиций», — обозначил приоритеты Дмитрий Попов теперь.
Просить у округа или вести политику по привлечению инвестиций — это действительно большая разница. Причем в условиях дефицитных бюджетов всех уровней разница, очевидная сегодня всем сургутским депутатам. В этой связи позиция по привлечению в город денег, высказанная Жанной Кадацкой, другим кандидатом на должность главы, выглядела не столь убедительной.
— Как отремонтировать садик и школу, если действительно нет денег? — спросил у Жанны Кадацкой депутат думы Сургута Сергей Рябов.
— Здесь мы можем передвигать бюджет, и смотреть, что нам срочно и важно, и что нам важно, но не срочно. Всегда есть диалог, и все можно обосновать, попросить и решить этот вопрос. Я считаю, что нет нерешаемых задач.
— А кого просить? Уже все, некого просить.
— Окружную власть, с губернатором разговаривать.
— Все, спасибо.
Подобная политика в прошедшие пять лет позволила закрыть многие дефициты. Город действительно не обижали. Не золотые горы, конечно, но, по сравнению с другими территориями, денег по различным социально значимым программам выделялось больше.
Детские сады, дороги, средства на переселение из ветхого жилья. Было даже то, что освоить не могли и приходилось возвращать обратно в окружную казну. Но многие уже понимают — вечно гоняться за покрытием дефицитов означает то же, что догонять уходящий поезд. Можно сколько угодно рассуждать про справедливое распределение средств из окружного центра и при этом уже напрочь упустить время, необходимое для развития города.
Тем более, что сам югорский бюджет уже несколько лет подряд принимается как консервативный. То есть, с учетом всех рисков по стоимости рубля и нефти. А, например, финансовый документ 2016-го вообще принят окружными депутатами в объеме даже меньшем, чем изначально планировался бюджет года нынешнего. 176 млрд рублей против 187 млрд. Что это значит? И, прежде всего, значит для социальных приоритетов региона? Недодадут на садики и дороги? Конечно, изначальные параметры всегда меньше, чем то, что оказывается в казне к концу каждого года. Все всегда надеются на профицит. Стоит ли на него надеяться в этот раз?
«Бюджет стабильный, социально направленный, и все соцобязательтсва, которые были в этом году они запланированы и на будущий год. Есть бюджет развития, бюджет капиталовложения, поэтому есть предложение принять бюджет автономного округа на будущий год в первом чтении», — сказал председатель думы ХМАО — Югры Борис Хохряков.
Говоря о параметрах бюджета на следующий год, окружные власти настроены более чем оптимистично. Их не смущает ни дефицит больше чем в 20 млрд рублей, ни отличие от прошлогоднего документа в меньшую сторону на 11 млрд рублей. Дело в том, что основные статьи по объему финансирования практически ничем не отличаются от тех, что принимались осенью 2014-го. Так что, исходя из прогнозов, всё будет относительно хорошо, по крайней мере, не хуже, чем в этом году, уверены как в думе, так и в правительстве округа.
«Если в этом году мы начинали с цифры бюджета 187 миллиардов рублей, то закончили на уровне 213 миллиардов. Прогнозируется, что будет доходная часть исполнена на таком уровне. В процессе исполнения бюджета мы дважды корректировали, в августе и сегодня, увеличили доходную часть бюджета в 2015 году на 26 миллиардов», — прокомментировал председатель думы ХМАО-Югры Борис Хохряков.
«Конечно не скажу, что совсем не вижу рисков, они безусловно присутствую, но тем не менее, те меры, которые направлены на нивелирование вот этих рисков, они правительством предусмотрены и будут реализовываться и в следующем году», — ответила заместитель губернатора ХМАО — Югры Вера Дюдина.
На исполнение принятых сегодня параметров денег, само собой, хватит. Несмотря на то, что с налогами, тем же НДФЛ, сегодня есть проблемы — кризис всё-таки на дворе, зарплаты падают, а где — то вообще уходят в тень — если по сусекам поскрести, вышеупомянутые 176 миллиардов наберутся. В документе эти риски учли, недаром же его назвали консервативным. Но самое главное — пока окружные власти предполагают, федеральные располагают. В Минфине подумали-подумали и решили, а не изменить ли налоговую политику в отношении нефтяников? Они же не планировали сверхприбыли, которые сегодня имеют из-за курсовой разницы рубля и доллара. Так что, может, и придется с госказной, которая продолжает пустеть, поделиться.
«Минфин рассчитывает изъять в 2016 году из дополнительной девальвационной выручки у нефтяников 605 млрд рублей. В течение трех лет эта цифра варьируется, но она базируется около этой суммы. Мы исходили из того, что объем выручки с учетом производственных затрат за последнее время, то есть за 2014 и 2015 годы, существенно увеличился исходя из новых курсовых соотношений рубля и доллара…» — сказал министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.
То есть, то, что сегодня остаётся в регионе, речь об одном из основных налогов — налоге на прибыль, может значительно измениться, причём в меньшую сторону. А это как раз и есть основной источник дохода, из которого впоследствии складывается профицит. И, собственно, эти самые деньги держат в уме ещё на стадии проектирования бюджета.
«Мы надеемся, что никаких изменений не будет, а если и будут, то вот те цифры, которые сейчас уже есть и утверждены, они не очень сильно изменятся. При этом рассчитывать на то, что мы будем корректировать бюджет в сторону увеличения в течение будущего года при внедрении новых механизмов уже, может быть, и не придётся», — считает заместитель председателя думы ХМАО-Югры Александр Сальников.
Так что оптимизм, объяснимо, весьма сдержанный. Югра, на минуточку, сегодня основной налогоплательщик. В государственную казну из автономного округа поступает чуть ли не половина всех сборов. Возможно, станет ещё больше. Так ведь решить проблему проще всего. Правда, даже в этом случае катастрофы,конечно, не случится. Просто о профиците придётся забыть. Это, например, несколько сотен миллионов на ремонт дорог и ежегодный миллиард на покупку квартир для льготников. Выход только один — работа по привлечению инвестиций, попытки диверсификации и поддержка малого и среднего бизнеса. В бюджете подобные затраты обозначены. Что, в целом, и вызывает положительный настрой у основного состава окружной думы.
При всей очевидности непростой экономической ситуации взятые на себя социальные обязательства регион обещает выполнить в полном объёме. На эти цели планируется потратить 70% окружной казны будущего года. В то же время, югорские народные избранники особо подчёркивают — оставшегося хватит, в том числе, и на развитие. Это, в первую очередь, инфраструктура. По крайней мере, по строительству темпы обещают сохранить, про дороги тоже не забудут.
«Скажем так, те планы по строительству, они же верстались не в этом году, у нас же был трехлетний бюджет, на три года вперед. Они, в основном, все сохранены», — отметил Александр Сальников.
Всё это подтверждает, что представления о Югре как о нефтяной житнице и территории вахтовых поселений наконец стали меняться. Не только привлечения инвестиций ради, а уже выживания для. Ведь, как показывает практика, сколько бы нефть ни стоила и какие бы прибыли региону ни приносила, всегда приходится делиться. А если есть чёткое понимание того, что мы здесь всерьёз и надолго, то регион должен быть экономически развитым вне зависимости от внешних экономических факторов. Это, в первую очередь, может подтвердить желание жителей остаться в родном городе навсегда. Есть ли оно у сургутян?
— Из Сургута уезжать в ближайшее время не планируете?
— В принципе, планирую.
— Почему?
— Город моей мечты — Питер.
— А что вас не устраивает в Сургуте? Что должно здесь появиться, чтобы Вы здесь остались?
— Чтоб дети здесь остались.
— А почему дети уехали?
— Потому что там город богемы, город Мариинки, там все.
— Через пару лет на пенсию уйду и перееду.
— А куда?
— Куда-нибудь под Ленинград, где климат подходящий.
— Только ли из-за климата переедете?
— Ну сколько на Севере жить, надо
— Планируем, конечно же. Как и любой нормальный человек хочет переехать в теплые края.
— А кроме погоды, что бы вас еще заставило остаться здесь, в этом городе?
— Ну, как и всех — заработная плата. Если бы нам предложили хорошую работу.
— Вы
— Да.
— Куда, если не секрет?
— Ну, в столицу нашей родины, в Москву.
— А что должно должно произойти в Сургуте такого, чтобы вас здесь задержало, чтобы вы остались в этом городе?
— Не знаю, может быть, большой выбор вузов должен появиться, шире, чем он сейчас представлен, тогда, возможно, у нас будет больше оставаться людей, чем сейчас.
Виталий Щербаков, Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале