Импортозамещение в действии. Готов ли Сургут сегодня себя прокормить и что этому мешает?
Югорские производители готовы отдавать продукцию на экспорт. Об этом было заявлено на окружной конференции по вопросам внешнеэкономической деятельности в Сургуте. Тем, кто может продавать товар за границу, помогут госструктуры, причем бесплатно. И рынки сбыта подыщут, и контакты наведут с зарубежными партнерами. Так, уже 8 бизнесменов получили помощь от Центра поддержки экспорта Югры. Все это, конечно, капля в море. Малый и средний бизнес в России делает всего 0,5% от общего экспорта страны. Для сравнения, в Италии — около 30%.
Так что власти всячески декларируют необходимость движения в этом направлении. На этой неделе даже было объявлено, что лучшие товары получат возможность выходить под маркой «Сделано в Югре», или «Made in UGRA», с прицелом на зарубежных потребителей.
Право такое будут давать не навечно, и всякий раз производители должны будут доказывать, что их продукция самая качественная и самая что ни на есть местная. У самих югорских бизнесменов полно надежд на прорыв вперед — на зарубежные прилавки.
«Выпускаем всевозможные виды товаров из местного дикорастущего сырья. Всю кедровую линию, начиная с кедрового ореха, заканчивая кедровым маслом. Всю грибную продукцию. Хотим нашу продукцию попробовать продвинуть на внешний рынок. Часто бываем с бизнес-миссиями окружными в Москве. Были в Белоруссии, есть интересы в Прибалтике, Германии. Нашу продукцию, в основном, покупают для вывоза в отпуск в Новую Зеландию, Италию, Израиль. Оттуда звонят, спрашивают, где можно купить. Но пока нигде, пока только с туристами берут с собой. Поэтому интерес есть», — рассказал предприниматель из Нижневартовского района Владимир Водопьянов.
Правда, такие аутентичные продукты и товары в округе, а в Сургуте тем более, по пальцам можно перечитать. Есть отдельные положительные примеры фермерских хозяйств с собственным молоком и мясом, несколько перерабатывающих компаний вроде «Сургутского мясокомбината»… больше -то и перечислить некого. Брендов, знакомых широкому потребителю, о которых бы говорили: это наше, югорское (или сургутское), практически нет. Редкое исключение, например, Белоярская птицефабрика. Редкое, потому что группа частных инвесторов возродила
Жителям города птицефабрика реализует свою продукцию, в основном, из так называемых купав. Таких мобильных точек по городу сегодня около 15. Есть еще фирменный магазин на Белом Яру, но, понятно, что из Сургута приезжать сюда за покупками горожанам не с руки. А приобрести местную курятину и продукцию из неё в сетевых супермаркетах возможности пока нет. Предприятие попыталось зайти в «Магнит», но условия, на которых предложила сотрудничать федеральная сеть, оказались, мягко говоря, невыгодными. Перед заходом в сети, надо разуться, а то и раздеться, чтобы удовлетворить аппетит продавца.
«Исходная цена, конечно, для них должна быть ниже, для того, чтобы они могли максимально, так скажем, свои процентные издержки заложить в свою отпускную цену. Там есть такой пункт как выплата определенных премиальных за реализацию нашей продукции. Чтобы эту сумму премиальных выплатить, нам нужно будет распределить дополнительно определенную стоимость на ту же самую нашу продукцию, соответственно, она будет, опять же, условно дороже», — прокомментировал заместитель директора сургутской птицефабрики Александр Гутник.
С этими и многими другими проблемами сталкиваются практически все югорские фермеры. Одним не под силу регулярно поставлять указанные в договорах объемы, другие не подходят по каким-то иным критериям.
«Вот, допустим, крестьянско-фермерские хозяйства. Да, они к нам активно выходили, у них достаточно продукции. Но по ветеринарному надзору, по сертификации продукции у них не все документы. Все, вопрос закрывается. Даже, знаете, у нас были такие трудности, что они устанавливают, допустим, 40 минут для какой-нибудь организации на то, чтобы поставка была продукции, вот непосредственно с 12 до 12.30и или 12.40. Соответственно, по нашим критериям, мы не можем логистику таким образом выстроить, у нас компании не могут подстроиться», — рассказала начальник управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации Сургута Дарья Гаврикова.
А между тем, известность и узнаваемость к торговым брендам приходит, в основном, через крупные торговые сети. Прорваться в них из местных предприятий смогли лишь единицы- мясокомбинат, хлебозавод и фирма «Кешка-сладкоежка». Как показал наш опрос, других сургутских товаропроизводителей покупатели практически не знают.
Конечно, по принципу «кто ищет, то всегда найдет» сургутяне все-таки открывают для себя качество местных товаров. В купавах той же птицефабрики продукция не залеживается, за день распродается всё, что поставляется. Но с другой стороны, и поставляется сюда ровно такое количество, которое, по опыту, будет востребовано. Так что для серьезного рывка по завоеванию рынка попасть на прилавки федеральных сетей многим производителям необходимо.
В администрации считают, что прилавки сетевых супермаркетов- не единственная возможность для местных товаропроизводителей приобрести известность. Центральный рынок или магазины шаговой доступности — несложный и действенный способ.
«Вы сегодня уже видите, периодически появляются, это только тенденция начинается, но, тем не менее, я думаю, что она будет перспективна в развитии. В магазинах появляются отдельные блоки, допустим, торговля молоком или торговля свежими мясными продуктами», — отметила Дарья Гаврикова.
На фоне санкций, подорожания и разговоров о необходимости поддерживать своего производителя, казалось бы, тех, кто
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Абориген 25.05.2015 11:10:02 ▲ 0 ▼
# 24.05.2015 13:36:54 ▲ 0 ▼
# 22.05.2015 21:55:17 ▲ 0 ▼
Таких мобильных точек по городу сегодня около 15
уже магнит задумается
8 фермеров+15 фургонов = Магнит не только задумался но уже в панике собрался срочно закрываться
# 25.05.2015 11:24:11 ▲ 0 ▼
# 22.05.2015 21:24:28 ▲ 0 ▼