А есть ли кризис? Сургут погрузился в новую экономическую реальность
Дождались. Кризис в середине года забрезжил на горизонте, к осени стал более осязаемым и вот уже зимой мы смогли сказать: он здесь. С точки зрения экономических потрясений и геополитических решений 2014 точно войдет в историю наравне с годом 1998 и 2008, а может быть превзойдет по значимости. Этот год для кого-то станет годом невероятной эйфории и внезапного отрезвления, а для кого-то годом, когда в последний раз видел берег лазурный или хотя бы турецкий.
Стремительно пикирующий рубль если и не поставил крест на сытой жизни сургутян, то хотя бы дал повод задуматься, от каких излишеств можно отказаться.
Под занавес года стало понятно — даже здесь, в платежеспособном регионе, новогодний чес у турфирм уже не будет прежним с точки зрения прибыли.
Горожане не спешили на экзотически пляжи, а
Итак, каким он был — год 2014, когда килограмм гречки стал стоить дороже, чем килограмм мандаринов?
После объявления санкций в отношении России количество птицеводов-любителей заметно увеличилось, в том числе и в Сургуте. В магазины в семье Ларисы Махитко практически не ходят, своё не только вкуснее, но и гораздо дешевле.
«По мясу курица тоже намного отличается от магазинных курей, потому что другая жизнь, другое питание, другой вкус», — рассказывала осенью дачница.
Именно тогда, ближе к осени, и появились первые разговоры о кризисе. Санкции стали трактоваться как возможность экономического роста, развития АПК, промышленности — в общем, превратились во
Помните кризис 2008 года, когда резкий рост на продукцию животноводства привел к тому, что у нас наконец-то подсчитали, и оказалось довольно рентабельно создавать самим животноводческие фермы? И мы получили с 2008 по 2013 год очень существенный рост собственного производства, услуг животноводства», — отметил председатель сургутской ТПП, депутат думы Сургута Владимир Болотов.
И если сельское хозяйство в стране, по крайней мере, в некоторых регионах, оказалось, имеется и вполне может стать конкурентоспособным, то вот отечественный турбизнес, мягко говоря, к таким потрясениям готов не был. Компании банкротились одна за одной. Соотечественников приходилось буквально вызволять из заграницы. Господдержка понадобилась и авиакомпаниям, причём таким гигантам, как «Ютэйр».
«Мы работаем, естественно, на рублёвом рынке. Он получает доходы в рублях, естественно покупательская способность его, нашего потребителя, в отношении свободно конвертируемых валют ухудшилась. Поэтому мы видим такие потрясения на туристическом рынке, сокращения на международных рейсах», — комментировал генеральный директор ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“ Андрей Мартиросов.
После таких новостей, когда начало лихорадить и банки, никто уже особо не удивился и паниковать не стал. Например, Аккобанк, к счастью, удержался на плаву и продолжает нормально работать.
«Мы приняли решение все наши муниципальные средства, а на сегодняшний день только у муниципальных предприятий порядка 155 миллионов там, мы приняли решение деньги все оставить в Аккобанке и никаких резких движений не делать. Во-первых, это обусловлено тем, что самое главное — деньги действительно находятся в безопасности, мы это поняли совершенно четко», — объяснял заместитель главы администрации Сургута Владимир Базаров.
А вот рубль как отпустили в начале года в свободное плавание, так он всё и плывёт… Высказывание председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной по этому поводу, наверное, запомнится надолго — «это не у нас рубль слабел, а происходило удорожание евро и доллара по отношению ко всем валютам развивающихся рынков». То есть, это не рубль упал, а доллар поднялся! Причём в декабре до своего исторического максимума — чуть ли не до 80 рублей за 1 доллар. Ожидаемо начали расти и цены. Как водится, на всё — неважно, куплено оно было за валюту или произведено за вполне себе отечественные деньги на родной земле. Ничего личного, только бизнес.
«В связи с ростом ставки рефинансирования, естественно, стоимость денег в стране выросла, и мы не можем реагировать на этот тренд. По действующим кредитам — крупный, средний и крупнейший бизнес — процентная ставка будет повышаться», — председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России Александр Анащенко.
Цепная реакция, само собой, привела к удорожанию кредитных продуктов. И сегодня уже ипотека в некоторых банках больше 20%, а потребительский кредит и до 35% доходит. Случилось всё это буквально за две недели до 31 декабря, после того, как Центробанк поднял ключевую ставку. Так что в новый год с новым курсом рубля, процентной ставкой и дешёвой нефтью.
Ну а президент России Владимир Путин, также к концу года, провёл традиционную пресс-конференцию. И в свою очередь уверенно заявил — долго всё это продолжаться не будет. Не больше 2 лет. Потом всё как минимум вернётся на круги своя, ну а как максимум — жить станет лучше, жить станет веселее!
Впрочем, тот, кто крепко стоит на ногах, обычно меньше подвержен влиянию кризиса. Думается, что в правдивости этого тезиса все мы сможем убедиться на примере Тюменской области. Глава региона Владимир Якушев во время своего послания к жителям заявил о том, что губерния не только не собирается снижать темпы экономического развития. А даже наоборот — к 2020 году намерена их удвоить. Причем в том, что у области для этого есть потенциал, никому сомневаться не приходится. Вернее так — уже не приходится. Хотя лет 10-15 назад такое заявление можно было бы считать не очень удачной шуткой.
На рубеже тысячелетий Тюменская область представляла собой глубоко дотационный регион. И вполне возможно, что все бы так продолжалось и до сих пор. Просто руководство региона в один прекрасный день отказалось прозябать на задворках истории и успело вбежать в последний вагон уходящего поезда, совершив по пути ряд важных открытий. Оказывается, при наличии соответствующей мотивации можно возродить сельское хозяйство. Более того, даже начать вторую индустриализацию региона. Причем, в основном, за счет средств частного бизнеса. За прошедшие годы вклад инвесторов в экономику региона оценивается почти в 300 миллиардов рублей. В целом, явление даже получило громкое название «Тюменское чудо».
Еще лет десять назад выражение «Тюмень — столица деревень» было весьма актуально. Под определение «так себе» попадало все: дороги, соцобъекты, промышленность юга Тюменской области. Тогда, наверное, можно было только мечтать о том, что регион станет одним из лидеров по притоку инвестиций. Сегодня это реальность. Вот только одна цифра — в ближайшие годы будет построено несколько десятков крупных заводов.
«Тут настойчивость и просто умение вести переговорный процесс, потому что — ну что мы можем предложить? В принципе, тот набор инструментов, который мы предлагаем, он есть в каждом субъекте Российской Федерации, все остальное на каких-то взаимоотношениях, которые потом складываются непосредственно с самим инвестором», — прокомментировал губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Сегодня юг Тюменской области открыт для самых разных отраслей. Помимо привычной нефтянки развивается и несвойствення доселе региону сфера — металлургия. Относительно недавно открылся завод «УГМК-сталь».
«Завод действительно очень компактный, очень малое количество трудящихся по сравнению с традиционными металлургическими комбинатами. За счет этого хорошие логистические показатели, хорошие показатели по себестоимости, это позволит дать региону более дешевую продукцию для строительной отрасли», — рассказал директор филиала ООО «УГМК-сталь» в Тюмени Сергей Глушков.
Что же касается строительства, Тюмень давно не сотрясают скандалы, связанные с точечной застройкой. Власти весьма однозначно дают понять предпринимателям, что незаконным стройкам в областной столице не место. А вот комплексное строительство — напротив, развивается. Тюмень обрастает новыми микрорайонами. Только за прошлый год в городе был сдан почти миллион квадратных метров жилья. Кстати, опыт областной столицы скоро оценят и сургутяне. Тюменский застройщик зашел в наш город. По плану, помимо 8 многоэтажек есть еще парковки, просторные дворы, а главное места для соцобъектов.
Кстати, проблема с местами в детских садах сегодня в Тюмени не актуальна. Хотя еще несколько лет назад в очереди было 7 тысяч малышей. Сейчас проблему решили, теперь взялись за дефицит мест в ясельных группах. Звучит фантастически, но строители готовы возводить детские сады, а затем бесплатно передавать их городу.
«Рынок уже обеспечен жильем, и люди уже могут выбирать, в том или ином районе покупать квартиру. Соответственно, люди сейчас смотрят не просто на качество жилья и на то, кто в каком районе живет, но и на то, где социальная инфраструктура рядом находится. Очень удобно, когда ребенок ходит в детский сад возле дома, а не надо возить через весь город», — пояснила заместитель генерального директора по подготовке строительства ОАО «Тюменская домостроительная компания» Галина Драбатулина.
Ну и, пожалуй, главная гордость — бренд «Покупаем тюменское». Это, можно сказать, символ сельского хозяйства области. И если бы
«Мы поднимали его после лихих 90-х и начале 2000-х годов, когда просто все убито в хлам, было не техники, было несколько хозяйств нормальных, основная масса были убыточными. Сегодня у нас есть сельхозпредприятия, которые платят налогов на прибыль по триста миллионов рублей в год», — сказал Владимир Якушев.
Вообще, в правительстве области уверяют — несмотря на трудные времена, поддерживать бизнес, речь о финансовой помощи и налоговых льготах, продолжат. Более того, сейчас рассматривается вопрос о создании здесь индустриальных парков, то есть подготовленных площадок для размещения новых производств и особых экономических зон. Что в целом должно дать очередной толчок для развития территории.
Татьяна Бухарова, Виталий Щербаков. Дмитрий Завьялов, Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# БУРЖУЙ 29.12.2014 09:44:19 ▲ 0 ▼
# Дм 29.12.2014 08:23:29 ▲ 0 ▼
# 27.12.2014 09:44:12 ▲ 0 ▼
# 123 26.12.2014 22:23:50 ▲ 0 ▼
# kt315 27.12.2014 11:03:49 ▲ 0 ▼
# да ладно?! 28.12.2014 18:47:13 ▲ 0 ▼
# ;( 29.12.2014 08:45:31 ▲ 0 ▼
# . 29.12.2014 09:44:33 ▲ 0 ▼