Югорские депутаты одобрили законопроект о налоговой реформе в нефтяной отрасли. И направят его в Госдуму
Минфин вряд ли поддержит законопроект по изменению налогообложения в нефтяной отрасли, который Дума ХМАО-Югры направит в Госдуму. Законопроект предлагает изменение налогового режима в нефтяной отрасли и замену НДПИ на налог на финансовый результат (НФР). Действующая налоговая схема сформирована в 2002 году и состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозной таможенной пошлины при экспорте нефти, обеспечивающих изъятие в пользу государства суммы около 85% от прироста цены на нефть. Как уточняется в тексте документа, эта система была введена как временная мера до перехода к налогообложению деятельности по добыче нефти с помощью налога на финансовый результат. Теперь же, когда месторождения вырабатываются, а затраты на добычу увеличиваются, существующая система налогообложения не обеспечивает рентабельность добычи. Что означает: 30-40% запасов, которые поставлены на государственный баланс и которые можно было бы извлечь, не будут вовлечены в разработку, так как их добыча не окупится.
«Кроме того, действующая система является крайне негибкой к изменениям цен и курсу рубля. В результате – пять глобальных изменений налогового режима, последний из которых под названием „налоговый маневр“ вступит в силу с 2015 года, а также семь, считая с 2008 года, существенных изменений порядка расчёта налогов и налоговых ставок», -отмечается в документе. А переход на НФР, как полагают разработчики, позволит государству изымать сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, плюс к этому — обеспечить рентабельность месторождений, находящихся на поздних стадиях добычи, а также трудноизвлекаемых запасов и запасов, не обеспеченных инфраструктурой. Еще одним положительным моментом разработчики законопроекта называют возможность учитывать изменение цен на мировых рынках и других показателей макроэкономики. Увеличится и размер экономически извлекаемых запасов: сейчас это 11,3 млрд тонн из общего объема в 22 млрд, а при новой системе это будет не менее 17 млрд тонн.
Переходить на новую систему предлагается не сразу и не всем, а с «пилотных» проектов: это небольноше количество месторождений, заявленных ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», Салым Петролеум Девелопмент. Список их находится в Минэнерго.
Налоговая ставка в отношении прибыли, полученной от реализации (передачи) нефти и попутно залегающих полезных ископаемых, устанавливается в размере 60%, при этом налог на прибыль от реализации добытой нефти подлежит зачислению в доход федерального бюджета по ставке 48% и по ставке 12% в доход бюджетов субъектов РФ. Таким образом, прибыль, полученная от реализации (передачи) нефти, добытой в рамках «пилотных» проектов, будет облагаться дважды: по ставке 60% налогом на прибыль от реализации добытой нефти и по ставке 20% налогом на прибыль организаций.
Как считает «Коммерсант», в этом ключевом отличии от проекта Минэнерго — а именно, в этих 12 процентах, и заключается мина, которую сами себе подложили региональные законодатели. Это означает, что федеральный бюджет может недополучить 20% сборов от НДПИ на нефть, которые, согласно проекту бюджета на следующую трехлетку, в 2016 году планируются на уровне 4,62 трлн руб. Переход на новую систему налогообложения в нефтянке необходим и даже неизбежен, отмечают эксперты, опрошенные изданием, но Минфин будет против, боясь потерять доходы бюджета. А если учитывать падение цен на нефть — то тем более. Предложение регионов передать им существенную часть поступлений — 20% от нового налога на добычу, как считают аналитики, выглядит «изначально неприемлемым» для федерального центра. Кроме того, существуют мнения, что государству выгоднее взимать с нефтяников фиксированный НДПИ, чем проводить эксперименты с налогом на финансовый результат. Есть также версии, что налоговая реформа затеяна в интересах тех нефтяных компаний, которые переходят или будут вынуждены перейти на добычу «трудной» нефти.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# 20.11.2014 22:34:02 ▲ 0 ▼