"Фокус-покус" от государства. Почему бензин так подорожал, и сколько мы будем платить в 2015 году?

19:33 06.11.2014 Экономика 6019 просмотров
Фото: архив СургутИнформТВ

    Нашли виноватых. Федеральная антимонопольная служба возбудила уголовное дело против ряда нефтяных компаний. Их подозревают в необоснованном росте цен на бензин. Предполагается, что нефтяники манипулировали на бирже, из-за чего оптовая стоимость топлива возросла на 20%. А это потянуло за собой и розницу.

     «Вот заставляют нефтяные компании — продавайте на бирже, чтобы открытый рынок был, чтобы была конкуренция, а они выставляют 2, 3-5% на биржу — и покупайте, пожалуйста. Как только аффилированная или не аффилированная фирма приходит и оптом этот заказ втридорога покупает, то есть, на бирже получается еще выше цена, чем у производителей. ФАС не удалось это преодолеть, но я считаю, что они в правильном направлении», — рассуждает депутат Госдумы Михаил Сердюк.

    1 января АИ-92 стоил 30, 57р;

    24 сентября — 33, 92р;

    17 октября — 34, 31р;

    24 октября — 34, 82р.

    И аналогично АИ-95 — 33, 58р; 35,71р; 35, 98р; 36, 36р.

    Скачок цен ощутили на себе и сургутяне. По данным местной администрации, в среднем на городских автозаправках цена на 92-й бензин буквально за октябрь выросла почти на рубль. Всего же с начала года бензин набрал по 3-4 рубля в зависимости от марки. Это самый существенный рост за последние годы. Связывают подобную динамику эксперты с разными явлениями. Одни — с дефицитом топлива на российском рынке, другие с общей экономической ситуацией в мире, падением рубля. Но что может стоять за этими причинами? И сколько мы будет платить за бензин в следующем году?

    На сургутских заправках каждый день — удивленные клиенты. На некоторых 95-й подорожал уже до 36 с половиной, а дизель — до 37 рублей! Рост стоимости топлива теперь замечают даже те водители, которые раньше и не запоминали, сколько именно платят за литр бензина.

     «Цены в течении 2-3 дней поднялись на рубль, что ли, на заправках, по карману чувствуется это все дело»

     «Если раньше я на тысячу заправлял бак, сейчас на полторы его заправляю. Вот и разница вся, в течении полугода»

     «Нефть дешевеет, а бензин все выше и выше»

    Как это ни парадоксально, эксперты видят причину как раз в том, что и добычей нефти, и производством бензина занимаются одни и те же компании. И если в одном сегменте бизнеса убытки, недостающую прибыль они постараются получить в другом. Формула проста. Подешевела нефть — значит, будет дорожать бензин.

     «У них есть нормы доходности, с которой они должны заплатить налог на прибыль и все налоги. И не важно, что происходит с ценой, составляющей себестоимость — норма прибыли должна оставаться неизменной. Соответственно, если падает норма прибыли, повышаем цену реализации. И ни к какому формату себестоимости это не привязано 0053 это привязано к плановым поступлениям в бюджет. К сожалению, это не рыночная экономика, это такое квазирыночное образование», — поясняет генеральный директор Сургутской ТПП Владимир Болотов.

    В стоимости бензина больше половины суммы — это налоги и акцизы. По большому счету, именно на деньги, собранные с нефтяных компаний, государство успешно выполняет свои социальные обязательства. Содержит больницы, школы, платит пенсии. И получается с нефтяников — «вынь да положь»! Хочешь — не хочешь, нужную сумму они должны собрать. Причем, малому бизнесу при этом достается даже посильнее, чем рядовому потребителю. Предприниматели, в основном, пользуются дизельным топливом. И вот уже дизель, который еще несколько лет назад был самым дешевым, стоит дороже 95-го бензина.

    Предприниматель Владислав Шерин занимается междугородними перевозками. За 10 лет хорошо прочувствовал все взлеты и падения цен на топливо. Резкий подъем начался в 2011 году. Железнодорожные перевозки тогда резко подорожали, возить товары фурами сразу стало выгоднее, чем поездом. А следом за этим, будто по совпадению, взлетел в цене и дизель.

     «Именно дизтопливо для грузовых автомобилей, потому что оно больше используется, его потребление больше, чем потребление всех остальных бензинов вместе взятых. Потому что, весь грузовой транспорт, естественно, ездит на солярке, — рассказывает предприниматель. — Если железнодорожники начали что-то      «выкруживать», повысился спрос на автомобильный транспорт, значит можно поднять топливо. Все равно ты его будешь покупать и никуда не денешься».

    Отчасти дизельное топливо взяло на себя и обязательства, которые возлагались на доходы от продажи бензина, говорят некоторые эксперты. Так, например, бывают периоды, когда цены на бензин поднимать нежелательно. И тут отдуваться приходиться потребителям дизеля.

     «Это гипотеза, ее сложно проверить какими-либо математическими моделями, — считает заведующей лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН Валерий Семикашев. — Смысл в том, что перед какими-то выборами президента последними нефтяные компании держали достаточно низкий темп роста цен на бензин. А по дизелю он был выше».

    Если раньше не церемонились с транспортными компаниями, то теперь ситуация такова, что цены растут и для рядовых потребителей — обычных водителей с личным транспортом. Государство готовится снова повысить акцизы, на один рубль за литр. Это притом, что и без того в комитете Госдумы по энергетике прогнозируют рост стоимости топлива в следующем году до 50 рублей за литр. Последнее связывают это с налоговым маневром Минфина. В рамках соглашения о Евразийском экономическом союзе Россия должна снизить экспортные пошлины на нефть. Компенсировать потери планируют проверенным способом.

     «Вопрос: откуда взять деньги, чтобы и восстанавливать запасы, и обеспечивать соответствующие поступления в бюджет? Поэтому, честно, для меня не интересно НДПИ, акцизы, налог на прибыль, льготы по земле. Я знаю одну простую вещь. Мы с вами будем платить необходимую сумму, чтобы обеспечить норму доходности нефтяной компании», -уверен Владимир Болотов.

    Так что уже в следующем году нынешнее повышение может показаться мелочью. Государство при этом — как ловкий фокусник. Возьмет деньги из одного кармана потребителя в виде акцизов на топливо, и положит в другой карман потребителя, в виде социальных услуг. И при этом выполнит все свои обязательства.

Екатерина Севостьянова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 7
 Ужас. Хотят народ загнать в нищету поголовно.

# нет 09.11.2014 19:29:10 0

Вот бы кто взялся и вытащил из Путина все что он обещал в 2002 году. «… В 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России»

# Эд 08.11.2014 12:25:25 0

 Я за 200 руб за литр 95 ого. Надоели В С Я К И Е на дорогах. Брысь!

# 07.11.2014 20:48:49 0

фокус покус уже лет 15 как крысомордый у власти

# мимо проходил 07.11.2014 20:36:03 0

 ну весной по 120, а летом по 200 рубликов. Доллары отменяют же. покупайте железо, дефицитом будет всё.
Зато будет царь……..

# А. 07.11.2014 19:04:49 0

Гос-ву нужны деньги, просто взять и изъять деньги у граждан гос-во не может, поэтому оно просит нефтяные компании поднять цены на бензин. Через пару месяцев гос-во делает удивленные глаза и а та та)))
граждане довольны гос-во типа блюдет их интересы, нефтяники тоже довольны — выполнили просьбу гос-ва и теперь им можно поднять цены)),
Больше всех довольно гос-во)), тк нефтяники счастливы, граждане благодарны)) и есть деньги без всяких налогов)))))))))))))

# . 07.11.2014 10:32:36 0

Девушка, я с прошлой зимы дизель заправляю по 37.50.
Какие 37 рублей?
Вы когда пишите, хоть чуть-чуть тему пробивайте

# 07.11.2014 09:06:12 0

НАВЕРХ