Бережливое производство! Как «Сургутнефтегаз» умудряется заработать даже на старых покрышках и макулатуре?
Почти безотходное производство! «Сургутнефтегаз» утилизирует свыше 99% попутного газа, при норме для таких компаний в 95%. А нефтешлам, макулатура, старые покрышки и другие отходы тоже перерабатываются и идут в дело.
Нефтешлам — это осадок, который неизбежно образуется при хранении нефти. Этим отходам присвоен 3 класс опасности. Они ни в коем случае не должны оказаться в водоёмах или на почве, но и в резервуаре им оставаться нельзя. Поэтому в течение летнего периода, пока позволяет погода, нефтешлам откачивается и перерабатывается прямо на месте при помощи мобильных комплексов.
«Здесь происходит разделение на нефть, воду и нефтешлам уже сухой, который в дальнейшем транспортируется на установку по термическому обезвреживанию нефтешлама. Нефть попадает обратно в систему хранения, вода попадает в систему рециркуляции через ёмкостной блок и дальше — на промывку и размывку нефтешлама»,- объясняет главный инженер управления «Сургутнефтепромхим» ОАО «Сургутнефтегаз» Артём Олейник.
Однако полностью обезвредить нефтешлам на мобильных комплексах не получится, поэтому в жидком виде его доставляют в специальных герметичных цистернах на площадку по утилизации. За год здесь размещается свыше 20 тысяч кубометров отходов, которые проходят сначала всё тот же процесс разделения на воду, нефть и сухой нефтешлам при помощи центрифуги и химических реагентов. Затем твёрдый остаток сжигают в специальных печах, получая золу, которая используется при строительстве площадок «Сургутнефтегаза».
«Нефтешлам при помощи подачи высокой температуры начинает выпариваться из грунта и на выходе мы получаем золу, а также выбросы в атмосферу в виде испарений, паров, которые дожигаются дополнительно температурой свыше 1000 градусов. Мы раз в месяц проводим мониторинг выбросов. По заключениям лаборатории, выбросы всегда в пределах нормы, в пределах допустимой концентрации вредных веществ»,- отмечает начальник управления «Сургутнефтепромхим» ОАО «Сургутнефтегаз» Валерий Хохлов.
Если
«У нас запас по мощности, конечно, есть. Поэтому
Отдельно стоит отметить то, как нефтяники справляются с переработкой изношенных шин. При автопарке почти в 15 тысяч единиц техники отработавшие свое покрышки раньше просто складировали, занимая огромные площадки. В 2008 году был введён в эксплуатацию цех по их переработке. За десять лет более ста тысяч колёс превратились в резиновую крошку, которую «Сургутнефтегаз» добавляет в асфальт на собственных заводах и продаёт другим предприятиям по всей стране. К слову, эта продукция пользуется популярностью благодаря качеству переработки. В крошке нет частиц текстиля и металла, которые изначально присутствуют в шинах.
«В данный момент на нашем заводе установка американская. Она единственная в России. И потребители наши хвалят, что у нас очень мало текстиля, а проволоки практически нету. Здесь зависит от оборудования, потому что отечественное оборудование работает по-другому. В отечественных разработках крошка просто режется, а у нас она протирается»,- говорит начальник участка по переработке шин треста «Сургутнефтедорстройремонт» ОАО «Сургутнефтегаз» Александр Дяченко.
«Сургутнефтегаз» утилизирует свыше 86% всех своих отходов. Для остальных 14 пока нет подходящих технологий, они размещаются на специальных полигонах. Однако поиски в этом направлении продолжаются. Производственники сегодня делают всё необходимое для сохранения природной среды края, где они живут и работают.
Александр Кудрявцев
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале