Дешевле...на такси. Что не так с общественным транспортом в Сургуте?

20:15 16.11.2018 4987 просмотров

Сколько, сколько? 40 рублей за проезд, 45, да неужели — 50! Как только заходят разговоры о повышении платы за проезд в общественном транспорте, по городу расходятся страшные слухи и начинаются массовые причитания. Причем, две трети горожан, возмущаясь, продолжают ездить на личных авто. Спроси их, сколько сейчас стоит автобусный билет — скорее всего, пожмут плечами.

А вообще-то эта тема актуальна для всех ста процентов жителей города. Ведь любые вливания в систему общественного транспорта должны же рано или поздно показать хоть какой-то эффект, кроме выхода транспортников на рентабельность. Нас, горожан — пешеходов, автомобилистов и пассажиров волнуют несколько иные вещи. Как минимум, удобство перемещения по городу — будь то в автобусе, будь то в автомобиле. И как тут думать о создании по-настоящему комфортной дорожной среды, справиться бы с новыми требованиями Минтранса.

«Требования увеличиваются федеральные. Это обеспечение транспортной безопасности на пассажирском транспорте. То есть, видеокамеры должны быть оборудованы. С июля следующего года вступают в силу требования о том, что пассажирский транспорт должен быть оборудован тахографами. Опять затраты. 780 миллионов у нас в 18 году, а на 19 год, согласно новому порядку расчёта при той же производственной программе, то есть 18 года нам необходим 1 миллиард 970 млн. рублей», — пояснил Игорь Газизов, начальник дорожно-транспортного управления администрации г.Сургута.

Интересно, те, кто озвучивают требования по оснащению всех автобусов тахографами, отдают себе отчет в том, что за новыми контролирующими приборами (которые, между прочим, стоят денег), должны еще и стоять контролирующие их люди, которым нужна зарплата? О какой рентабельности может идти речь? Ведь пока говорят, проезд повысится ориентировочно до 25 рублей. А не до 40 и не до 50 рублей, как ходят слухи. Средств городского бюджета в таких условиях с каждым годом будет хватать на дотирование все меньшего числа маршрутов. Понятно, что свободную нишу займут частники. Вот уж на кого управы нет — ни в плане ценовой политики, ни в плане качества и безопасности.

Впрочем лично у меня, у человека который иногда пользуется общественным транспортом, вызывает это ряд вопросов. Вот дотировали их — ездили на чем попало, не будут дотировать — а что изменится? Может, это и правильно: раз на качестве это не сказывается? Да и действительно ли проблемы в рентабельности или может в какой-то другой области.

Справа — деревянные домики, слева — новостройки, рукой подать до парка «За Саймой». Сейчас нам надо из этого ядра города уехать. Конечная точка маршрута — гимназия имени Фармана Салманова. Вот, кстати, и остановка. Чтобы добраться до гимназии Салманова на общественном транспорте, как это ни парадоксально, придётся пройтись пешком до остановки «Университет». До нее можно доехать на другом автобусе. Но его еще попробуй дождись, плюс дополнительные траты на проезд. Вот вездесущих таксистов ждать не надо — их колёса кормят.

Пеший путь — через парк «За Саймой». Красивый вид, да и с погодой относительно повезло. Но это я иду один. А если мама с ребёнком? В гимназию? К 8 утра? Так себе прогулочка. Всё-таки тут, наверное, предпочтительней автобус.

Как оказалось, спорное утверждение. Чуть больше 8 минут — и мы на первой точке маршрута. Нам нужны автобусы номер 4, 5а и 8. Только большая вместимость, только регулируемый тариф. Под эти критерии попадают автобусы 30 маршрутов из 5 фирм. Услугами самого крупного перевозчика Сургута «СПОПАТ» пользуются до 9 миллионов человек ежегодно. Пассажиропоток на одном уровне уже лет 5. Тем временем автопарк изнашивается, топливо дорожает. Приходится поднимать стоимость проезда. Но это предпринимателей не сильно спасает.

«На самом деле перевозчики, в общем-то, на сегодняшний день, ну так скажем, на грани рентабельности. Где-то работают, а где-то  и нерентабельны. К сожалению, так», — констатирует Игорь Газизов.

Закон рынка — умей ориентироваться, когда меняются его условия. Схему движения пассажирского транспорта Сургута разработали ещё в 2013 году. И сейчас она, мягко говоря, уже устарела. Количество новых микрорайонов увеличилось. Интенсивность движения автобусов далека от идеала. Приходится мерзнуть на остановке. Ну или голосовать рублем не за общественный транспорт.

Меньше 10 минут, чуть больше 100 рублей за такси — и мы на месте. А автобуса с заветным номером все нет на горизонте. Это при том, что на линии 10 машин, которые могли бы нас до места назначения доставить. Что же будет в следующем году с учётом грядущих перемен, когда автобусов возможно станет меньше?

 — Мы не будем менять автобусы большого и среднего класса на автобусы малого и особо малого класса. Все те же автобусы, что ездят сейчас, будут ездить и в будущем году, — сообщил Максим Соколов, заместитель генерального директора АО «СПОПАТ».

 — Но субсидироваться они уже не будут. То есть, их же надо как-то  содержать?

 — Конечно. Совершенно верно.

 — А за счёт чего их содержать?

 — Вот. Вот это та самая большая проблема, с которой перевозчики и будут сталкиваться весь следующий год.

Можно было избежать возможных проблем? Так получилось у кого-то. Пример — рядом. Тюмень превосходит Сургут по пассажиропотоку почти в 16 раз. 140 миллионов человек в год, и с каждым годом ещё по полмиллиона прибавляется. Растут микрорайоны, и общественным транспортом они обеспечены. Перевозчики, в свою очередь, обеспечены дополнительной поддержкой со стороны властей. Не хватит вдруг субсидий? В бюджет заложен запас на этот случай. Условия такие, что можно и о мелочах подумать.

«Мы больше внимания стали уделять качеству, то есть, анализировали те обращения, которые поступают от жителей. Стали уделять внимание таким показателям как чистый кузов автобуса. Завели такой показатель — открытие всех дверей. Также завели показатель по единой цветовой гамме. Сейчас с доступностью легкового автомобиля, конечно, уличная дорожная сеть не справляется и помимо каких-то ограничительных мер, надо улучшать работу общественного транспорта, чтобы альтернатива для человека была реальная», — отметил Евгений Ташланов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта г.Тюмени.

Удобство, цена и время — три простых критерия, по которым мы оценивали несколько способов передвижения в Сургуте. Маршрут, на первый взгляд, простой — обогнуть парк за Саймой. Итак, путь на общественном транспорте отнял у нас 23,5 рубля и чуть меньше 27 минут времени. Сюда прибавим путь на остановку и ожидание автобуса. Итог — почти 50 минут. Даже пешком быстрее. Путь пешком: 0 рублей, замёрзшие пальцы и нос, 26 минут. Но это зимой. Летом-то будет быстрее.

Максим Щербаков

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ