Депутат думы Югры: советский опыт строительства школ может пригодиться
Вопрос строительства школ стал одним из наиболее острых на площадках Координационного совета представительных органов местного самоуправления. Он завершился накануне в Сургуте. Прозвучала информация, что своей очереди ждут два десятка школ, возведение которых планируется по концессионным соглашениям. Однако из-за удорожания проектов начало строительство откладывается на несколько лет. И несмотря на то, что правительство региона в лице вице-губернатора Романа Генкеля продолжает стоять на том, что концессия — это реальный выход из положения, другие участники дискуссии готовы оппонировать. В их числе — депутат окружной думы Михаил Селюков. Он считает применение этого механизма экономически нецелесообразным.
— Не только депутаты, но и рядовые жители округа, во всяком случае Сургута, понимают, что школ сегодня явно не хватает. Но все мы слышим неважные новости: большинство концессионных соглашений срывается. В чем причина такого положения дел? И чья это в конечном итоге ответственность?
— Естественно, мы сегодня должны думать, наверное, все-таки больше о качестве образования наших детей. О качестве подготовки педагогов, о рабочей программе, о том, чему мы учим. И сегодняшняя гонка по строительству школ, что она сегодня показала? Мы ушли и увлеклись вот этой концессией, которая сегодня ведет только к тому, что увеличивает стоимость школы в 2 и более раза. И сегодня все эти концессионеры, которые взяли школы в концессии, они начинают задавать вопросы власти: вот цены выросли, вот материалы выросли, добавьте нам денег. Но ребята. Коллеги. Мы сегодня должны определить все-таки правила игры. Если вы работаете на господряде, прямой лобовой системе, когда есть госзаказчик, вы подрядчик, о каких-то увеличениях и рисках можно говорить? Если вы работаете по концессии, то вы, как концессионер взяли на себя все риски стоимости увеличения товара. И мягко говоря, говорить об увеличении и перекладывать ответственность на государство, это, наверное, не совсем справедливо. И в конечном итоге вот эта гонка за концессией говорит об одном — что по большому счету мы получаем ту же школу, но в 2 раза дороже, чем она должна стоить. А вот какие-то лукавые схемы концессии, как бы концессии, потому что сегодня, когда приходит концессионер и говорит, дайте мне денег, потому что материалы подорожали, она говорит только об одном — что это схема. Потому что фактически вся ответственность как была на публичном партнере, на государстве, так она и остается.
— В таком случае, какие еще механизмы строительства образовательных учреждений реально было бы применить?
— На мой взгляд, может быть стоит обратить внимание на наш советский, российский опыт. Если мы помним все, когда в Сургуте в короткое время строились типовые школы — тот же второй лицей, 24-я школа, двадцать пятая школа — они типовые школы. В Нягани такие же есть школы. То есть мы, когда строим типовую школу, мы понимаем, сколько она стоит, сколько будет стоить ее эксплуатация. И самое важное в строительстве школы — где мы возьмем педагогов. Об этом надо думать! Где мы возьмем учителей?! Потому что любая школа — то достаточно много рабочих мест именно учителей.
— Пока ведутся дискуссии, идут поиски путей финансирования, дети так и продолжают учиться в 2 смены. И, насколько нам известно, вопрос перехода на односменное обучение к 2025 году постепенно сходит на нет что в федеральной, что в окружной повестках. Нам не стоит на это рассчитывать в ближайшее время?
— Мое мнение. Все мы учились в школах, и я помню, было двухсменное обучение, и эта система показала себя достаточно эффективно. Во-первых, когда ты учишься в первую смену, те, кто учатся во вторую смену, в это время ходят на дополнительное образование. И объекты допобразвания не простаивали. И наоборот, соответственно. На сегодняшний момент, когда мы пытаемся вывести всех в одну смену, у нас получается не очень эффективное расходование ресурсов. Получается, все учатся в 1 смену гипотетически, все простаивает… ровно наоборот. Но мы должны решать основные задачи. Это дать образование детям. Дать качественное образование и вырастить из детей достойных граждан своей страны.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале