День шопинга и распродаж. На какие уловки идут маркетологи в «Черную пятницу»
Череда удачи или неудачных покупок. Всемирный День шопинга, иными словами «Черная пятница» вновь встречает покупателей на прилавках магазинов, в маркетплейсах. Возник этот нестандартный период покупок в США еще в прошлом веке, но уже прочно закрепился и на российском рынке.
Как только календарь переворачивается на страницу «ноябрь», толпы отчаянных покупателей мчатся в торговые центры, дабы извлечь ту самую выгоду, о которой гласят рекламные табло. Совсем неважно, знаешь ли ты реальную цену товара, но интерес к скидке берет верх. Такая тенденция сложилась в самом начале появления «Черной пятницы» в российских магазинах. Однако постепенное разочарование в маркетинговых ходах все больше отнимает доверие у так называемых шопперов.
— Это уловка, но цены такие же практически.
— Они закупаются за определённую сумму, ставят цены выше, немножко их приспускают в «Черную пятницу», а та сумма в прибыль остается.
— Особо веры в это нету.
— Я покупаю только тогда, когда
Современным мудрым покупателем можно назвать того, кто перед приобретением товара или услуги проведет сначала детальный анализ всех возможных вариантов и выберет самый подходящий по критерию «цена равно качество». Казалось бы, все просто, но на поиск такой выгоды уходит большое количество времени, позволить себе это могут лишь те, кто пока что не погружен в цикл «дом-работа, работа-дом».
«Я шопоголик, готова признаться об этом во всеуслышание. Я — та самая мама, о которой придумывают мемы в интернете, которая в любую погоду тащит коляску и идет в пункт выдачи за своей посылкой, которая укладывает ребенка и мониторит маркетплейсы, где бы, что бы интересное найти. Мне кажется, в „Черную пятницу“ несколько завышены цены на товары, я не бездумный потребитель, я постоянно все равно всегда сравниваю несколько маркетплейсов и даже оффлайн-магазины и мониторю, потому что хочется купить все равно с выгодной ценой», — поделилась мама в декрете Мария Лебига.
Несмотря на то, что покупатель все чаще чувствует подвох в очередной акции, внушительные цифры продаж никак не сдают позиции, действуют здесь люди по принципу «надо купить», зачастую, не думая для чего и зачем. Причина такого явления — сам человек, а точнее его психология.
«Очень часто мы подменяем понятие „счастье“ на понятие «спокойствие». И, таким образом, фоновую тревожность, которая, к сожалению, сейчас очень распространена, как явление. Эта фоновая тревожность требует какого-то замещения. Зависимость от покупок — это уловка, чтобы снизить уровень своей тревожности», — рассказала психолог Любовь Проводникова.
Тревожность «байеров» — современных покупателей — во многом связана с финансовым положением, которое значительно ухудшилось, в связи с различными событиями в экономике. Маркетологи и продавцы, как бы их не называли разочарованные посетители магазинов, тоже люди, для них выгода от продаж — это способ стабильного заработка, поэтому методы для привлечения новых клиентов они используют вновь воздействуя на психологию.
«Когда человеку говорят „скидка“, «выгода», «только сейчас», «ограниченный период времени» мы инстинктивно хотим посмотреть — действительно есть выгода или нет. Это срабатывает на уровне человеческой психологии, все мы люди, поэтому большинство ретейлеров и тех, кто участвует в «Черной пятнице» понимают, как воздействовать на целевую аудиторию для того, чтобы люди пришли в магазин и воспользовались какой-то услугой», — пояснил маркетолог Петр Назаров.
Покупать или не покупать — вопрос риторический, но определенных рекомендаций следует придерживаться, если не хотите, чтобы в кошельке стало черным-черно. Для начала стоит определиться с тем, нужен ли вам тот или иной товар именно сейчас, после этого постарайтесь проанализировать хотя бы несколько магазинов, чтобы установить среднюю цену, исходя из нее можно понять насколько выгодна акция, которую вам предлагает продавец. Не стоит забывать и про мошенников, для них каждый день «Черная пятница» в надежде завладеть вашими денежными средствами. Насколько долго будет продолжаться лихорадка цен в этом году определить сложно, все зависит от спроса, однако, вероятность того, что вскоре традиционные маркетинговые ходы перестанут действовать на разум финансово грамотного потребителя все же есть. Как правило «Черная пятница» заканчивается в конце ноября.
Владимир Вазенмиллер
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале