Сургут 60-х. Путешествие в прошлое по местам съемок недавно обнародованного фильма Гостелерадиофонда
Уникальные кадры! Гостелерадиофонд обнародовал архивную видеосъемку Сургута полувековой давности. На записи 65 года запечатлен неизвестный для многих современных жителей город. Деревянные частные дома, старый аэропорт и, конечно, пожарная башня, с которой весь Сургут был виден как на ладони. Киноленту эту вы можете посмотреть на нашем сайте. Ну а мы встретились с людьми, кто так или иначе связан с описываемыми в фильме событиями, и попытались вместе с ними еще раз совершить путешествие в прошлое.
«Пожарная каланча, о которой идет речь в видеосюжете, располагалась недалеко от Мемориала славы»,- пояснила директор сургутского краеведческого музея Марина Селянина.
Одноэтажный и полностью деревянный Сургут. Именно таким его увидела съемочная группа, приехавшая в Сибирь в далеком 1965. Ключевым местом съемки в то время была выбрана каланча — самое высокое строение в городе. С площадки башни ежедневно вели свое дежурство пожарные. В те годы огонь был чуть ли не самой главной опасностью для Сургута.
«Он был деревянным, без пожарной каланчи невозможно было обойтись. И вот судьба колокола интересна, он извещал о каких-то несчастьях, о пожарах, потому что они действительно преследовали Сургут с момента его основания. Я вот хочу здесь заметить, что за буквально сто с небольшим лет до вот этого видеосюжета город Сургут выгорел весь, потом был опять восстановлен»,- рассказывает Марина Селянина.
Главным спикером в сюжете выступил нештатный директор самодельного краеведческого музея Флегонт Показаньев. Именно он устроил экскурсию по быстроразвивающемуся Сургуту. Как рассказал Флегонт Яковлевич, ежедневно сюда прибывало по 20 человек, это порядка 7000 новых жителей в год. Разумеется, для такого количества новоиспеченных сургутян главным был жилищный вопрос. Балков на всех не хватало, как говорят старожилы, некоторым людям даже приходилось ночевать на чемоданах в горисполкоме. Появление первой панельной пятиэтажки на сегодняшнем проспекте Набережный стало сенсационным событием для всего города.
«С правой стороны был расположен сплошной лес сосновый, а с левой стороны был пустырь. И вот на этом пустыре, вот именно здесь было начато строительство вот этого дома 60-ти квартирного»,- вспоминает старожил Геннадий Иванович Кашин. Он прекрасно помнит тот самый момент, когда среди частных домов вдруг началось строительство по тем меркам целого небоскреба. До этой пятиэтажки самыми высокими зданиями, всего в два этажа, были горисполком, магазин на берегу Бардыковки и районный суд.
«Ну, закупили мы два дома в Свердловске, перевезли эти детали домой по железной дороге до Тюмени, погрузили на баржи, перевезли их сюда. В прошлом году часть панелей перевезли и в этом году. Общий вес этих панелей 10 000 тонн, а путешествовали они в течение года»,- говорит в фильме директор сургутской геофизической конторы (1965г.) Виталий Катков.
Решение начать возведение первого панельного дома в Сургуте далось не легко. Мало кто верил в такую авантюру. Но в итоге геофизикам удастся найти необходимую технику, рабочую силу и перевезти в целости и сохранности из Свердловска весь стройматериал. Благодаря общим усилиям многоэтажка была сдана в рекордные сроки — всего за год.
«Когда комиссия приняла этот дом, то в первую очередь состоялся такой многочисленный митинг. Пришли люди, видя первый такой дом, многие, наверное, не видели даже, и в том числе я не видел никогда таких крупнопанельных домов. А когда было заселение, то заселяли под оркестр»,- рассказывает Геннадий Кашин.
Последним, но не менее значимым для города местом в фильме Гостелерадиофонда стал аэропорт. В 1965 году железной дороги еще не было, и до Сургута добирались всего двумя способами — летом по воде на барже, либо на самолете. Аэровокзал, окруженный глухой тайгой, находился в том месте, где сейчас расположен проспект Комсомольский. В день здесь совершалось порядка 15 вылетов до Тюмени. Как уверяет сегодняшний директор сургутского аэропорта Евгений Дьячков, само здание, показанное на пленке, сохранилось и по сей день.
«Насколько я помню, это был аэровокзал. Он был деревянный. Он просто сейчас облицованный немножко. Да, деревянное здание аэропорта. Отсюда летали у нас изначально АН-2, ЛИ-2, если такой помните самолет. Ну, соответственно, потом был АН-24, который летал в Тюмень. Мне сложно сейчас вспомнить, все-таки три года или четыре мне было, ну если брать аэропорт семидесятых, то рейсы на Тюмень были как автобусы»,- поделился генеральный директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков.
В период середины шестидесятых, когда шло активное развитие нефтяных месторождений, говорилось, что Сургут переживает второе рождение. Спустя некоторое время на месте старого, деревянного города появился уже другой — современный город, подобных которому было немного не только в Сибири, но и в целом в стране. Ну а сейчас перед Сургутом вновь стоит непростая задача — стать комфортным и благоустроенным городом, который будет отвечать требованиям 21 века.
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Лошадь Ильича 09.03.2017 21:49:29 ▲ 0 ▼