Крылья не сложили. Галерея «Стерх» в Сургуте отмечает свое 15-летие серьезными проектами
Частная жизнь, выставленная на всеобщее обозрение. В галерее «Стерх» начала работу необычная выставка. Экспозиция музея «Эрарта» — эта серия картин петербургских художников, которые через описание бытовых сцен рассказывают о вечных ценностях — дружбе, любви, семье и многом другом. Куратор выставки, искусствовед Владимир Назанский говорит, таким образом живописцы пытались передать поэзию повседневной жизни.
«Я старался собрать картины не на самые обычные темы. Допустим, ремонт квартиры, люди в метро, бассейн, люди на пляже. Удивительно, такие повседневные обычные вещи, с которыми мы сталкиваемся практически всегда, крайне редко бывали темами искусства. Поэтому на этой выставке была предпринята попытка собрать вот эти явления, сцены комнатной, квартирной жизни», — рассказал куратор выставки «Частная жизнь», член Союза художников России Владимир Назанский.
Собственно, такие уникальные проекты и являются отличительной чертой «Стерха». Галерея современного искусства всегда пыталась соответствовать своему названию, в любые, даже самые непростые времена. Последний год для нее выдался особенно сложным. «Стерх» ожидала реорганизация и потеря статуса самостоятельного учреждения культуры. С января галерея — лишь структурное подразделение многофункционального культурно-досугового центра. Ее работники вместе с руководством отчаянно этому сопротивлялись, однако против изменений федерального законодательства не попрешь.
Тем не менее, к своему 15-летнему юбилею галерея подошла с высоко поднятой головой и большими творческими планами на будущее. Почему сургутский «Стерх» никогда не складывает крылья?
«В 2001 году в первый весенний день вот на этом самом месте открывался вернисаж сургутских художников под красивым и очень оптимистичным названием «Здоровая сенсация»», — отметила директор галереи современного искусства «Стерх» Лариса Гурова.
И именно с этой выставки берёт своё начало полёт галереи, которая уже чуть позже получит ныне известное далеко за пределами Сургута название — «Стерх». В небольшом северном нефтяном городе, и вдруг — современное искусство. Конечно, это вызывало скепсис.
«Он был всегда. Особенно я это почувствовала, когда в 2003 году огромную выставку современных художников Санкт-Петербурга проводили, и первая реплика была следующая: «Я тоже так могу». Хотя это были такие маститые художники. Но я вам скажу, мы всё это понимаем», — сказала Лариса Гурова.
Всегда в зоне эксперимента, всегда вызов и риск — это десятки самых неожиданных экспозиций и проектов. Зачастую мультимедийных — не только показывающих произведения искусства, но и рассказывающих о смыслах, техниках и авторах. Это проекты, способные встряхнуть и задеть. Причем так, что Сургут, в том числе и благодаря «Стерху», становится известен в столичных городах. За 15 лет работы были налажены связи с именитыми галереями и музеями.
«Действительно, сейчас на карте искусства Сургут заметнее многих других, даже областных центров. На самом деле, очень логично. Сургут — это один из немногих городов России, где население не было повержено в депрессивное состояние 90-х годов, это такой город уверенных людей, город оптимистов, город молодежи, которая верит, что в жизни возможно всё», — прокомментировал Владимир Назанский.
Именно люди, гости галереи, её друзья, и конечно, сотрудники — команда молодых и энергичных — создали «Стерх»
«Город — это не какой-то набор предприятий, на которых работают люди, это не какой-то набор домов, в которых люди живут, магазинов, в которых они покупают себе еду. Город — это намного больше, у него должно быть какое-то количество атрибутов, которые делают город именно городом. И у нас очень много создано. Особое место в этом перечне занимает галерея «Стерх»», — отметил депутат думы Сургута Игорь Ярош.
Сегодня не только руководство «Стерха» сохраняет надежду, что ситуация все-таки изменится и статус музея, а также ценнейшую коллекцию, удастся вернуть. Ведь действительно, Сургут уже нельзя представить себе просто как место, где живут люди, без известных культурных объектов, которые стали его символами. И никакая оптимизация не стоит их утраты или разрушения.
Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале