Века истории прямо под ногами. Какие артефакты сургутских музеев не уступают по значимости сокровищам Эрмитажа?
Клад на кладе! Что ж это за место-то такое, в котором мы живем? Уникальная выставка краеведческого музея «Дары таежного средневековья» должна будет ответить на этот действительно непростой вопрос. Мы не раз освещали темы, связанные с уникальными археологическими находками, которые позволяют с неожиданной стороны посмотреть и на Сургут, и на Югру в целом. За нефтяными вышками, хантыйскими чумами и комсомольскими песнями местных старожилов порой не видны более интересные и уникальные страницы истории нашего края. Например, те, что касаются средневековья. Поводом их открыть стал еще один клад, найденный аж в конце 80-х годов. Это Золотоордынский серебряный сервиз. Долгое время он находился на реставрации в Екатеринбурге. И вот почти 30 лет спустя реликвии были возвращены уральскими учеными на родину — в Сургут.
«Так случилось, что Людмила Терехова, работавшая там несколько лет, и студенты-выпускники Уральского университета в 87 году, работая на территории Сайгатиной, как раз и обнаружили этот серебряный сервиз, который является одной из весомых находок на территории нашего округа. 13, 14 век — серебро, чеканка есть с растительными орнаментами. 13, 14 века — это время Золотой Орды. На самом деле торговые пути всех нас связывают и сегодня, и тогда, и в древние времена, и вот в эпоху средневековья это было важным моментом связи жителей здесь, жителей Западной Сибири. Охотники, рыболовы здесь жили. Такие богатые вещи, красивые вещи попадали с Волжсой Булгарии через Уральский хребет, здесь обмен на пушнину был, как вы знаете. Кто им пользовался, конечно, не оставил следов и записки не оставил, к сожалению, не можем мы воспользоваться письменными источниками, что очень характерно для археологии. Археология — такая загадочная книга. Точно сервизом пользовался не рядовой человек, человек, который мог себе это позволить», — рассказала директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина.
Это теперь про стратегию логистики все время говорят. А раньше был перевалочный пункт на пути одного из маршрутов из Азии в Европу. Это значит, что найденный сервиз далеко не единственный артефакт времен Золотой Орды. Немало подобных находок уже раскопали, еще больше до сих пор скрыто под землей. Для специалистов давно не секрет, что наша земля богата археологическими памятниками, которых нигде в мире больше нет. Остатки различных поселений, могильники и тому подобное. При этом многие артефакты, найденные именно на нашей территории, уезжают в музеи других регионов и даже стран. Что-то путем сложных переговоров удается все-таки вернуть. Как, например, знаменитый Холмогорский клад или тот же Золотоордынский сервиз. Но все это, в определенном смысле, капля в море. И, к сожалению, не меняет отношение многих жителей региона к той местности, в которой они живут. То есть, в смысле его исторической значимости. Про эту самую значимость мы понимаем, когда говорим о Питере и его Эрмитаже, о городах Золотого кольца с их кремлями и церквями, понимаем даже. когда разъезжаем по псевдо-экскурсиям в Турции и Египте. Но почему-то не видим всего этого именно здесь, у нас, под самым носом. Может, поэтому даже дети, родившиеся и выросшие в Югре, считают себя временщиками, готовыми
Трудно даже представить, что этот клад, а по-другому и не скажешь, археологи нашли у нас, в районе Сайгатиной. Ученые говорят, Югра — котел, в котором испокон веков варились разные цивилизации, народы и культуры. В Сургутском краеведческом музее есть экспонаты эпохи неолита, им несколько тысячелетий. Так что богат Ханты-Мансийский округ не только нефтью и газом. По количеству археологических экспедиций регион в лидерах по стране. А по числу археологических памятников, то есть, мест концентрации древних поселений, мы обгоняем соседние регионы.
«Так исторически сложилось, архитектуры красивой, знаковой, как, например, в Тобольске, в Тюмени, в Томске, здесь нет. Археологии у нас очень много. На государственной охране в Тюменской области находится чуть более полутора тысяч объектов археологии, на Ямале — порядка 600 объектов, а у нас больше 5 тысяч объектов», — прокомментировал руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры Андрей Кондрашев.
Работали археологи даже в центре Сургута, в месте Мемориала Славы. Здесь обнаружили острог конца 16-ого века. О том, что наш город развивался именно отсюда, не знают даже те сургутяне, которые живут над Сургутским кремлем.
— Скажите пожалуйста, вы знаете, чем с исторической точки зрения привлекательно то место, где мы находимся?
— Кончено, знаю, это воинам, павшим в Великой Отечественной войне памятник.
— А если говорить про более древнюю историю, несколько веков назад?
— Здесь затрудняюсь ответить.
— Я в Сургуте недавно, еще не знаю.
— Не знаю совершенно, всю жизнь здесь живу. В школе об этом не говорят, в истории только Петр Первый и даты, и все.
Памятник основателям, Старый Сургут и мост через Обь — вот, пожалуй, те немногие достопримечательности, о которых сургутяне могут рассказать своим знакомым из других городов. Но все это, как говорят культурологи, новоделы. Вокруг нас нет дыхания самой истории. То есть, нельзя прогуляться вдоль Сургутского кремля или древнего городища, которое ученые нашли в районе парка «Кедровый лог». Музеефикация стоит немалых денег.
И безусловно, приобщение к культурному наследию обитателей Сибири было бы не только полезно и увлекательно, но и весьма прагматично с точки зрения туризма, имиджа, самобытности и целостности территории.
«Мы люди северные, как правило, летом или зимой едем отдыхать в теплые страны, посещаем достопримечательности, как минимум 50 процентов достопримечательностей, памятники культуры и археологии. Не менее уникальные памятники есть на нашей территории, непосредственно в Сургуте. Информация о том,что дает археология города Сургута, его окрестностей, может поменять менталитет горожан в плане отношения к тем древностям, которые здесь есть», — рассказал заведующий югорской лабораторией археологии и этнологии СурГУ Александр Кениг.
Все просто. Одно дело ощущать себя жителем рабочего поселка вахтовиков, и совсем другое — наследником древней цивилизации. Для этого краеведческого и художественного музеев недостаточно. Нужно, чтобы история проявлялась, становилась явной в архитектурном облике города, в наружной рекламе, была материалом для популяризации и пропаганды. Правда, появление этого чувства причастности к историческому прошлому — процесс не одного года или даже десятилетия. Но с точки зрения археологии даже век — относительно небольшой срок.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале