Чтобы пас не ушел в аут. Удастся ли «изменить игру» при жилой застройке Сургута
Кризис, похоже, отменяется. По крайней мере, в строительной отрасли и со слов полномочного представителя президента России в Уральском федеральном округе. На этой неделе Владимир Якушев с таким необходимым людям сегодня оптимизмом сообщил, что уже 70% от плана по вводу жилья в УрФО выполнено. Более 5 миллионов квадратных метров жилплощади введены в эксплуатацию, и это на треть больше, чем в прошлом году.
«Благодаря долгосрочному планированию строительный комплекс Уральского федерального округа сможет в полной мере раскрыть свой огромный потенциал по созданию комфортных условий для жизни и деятельности людей», — поделился прогнозом Владимир Якушев.
Нам до полпреда далеко, за весь федеральный округ говорить не будем. Нам
Ощущения подтверждаются и статистикой. Только за январь-июнь 2022 в Сургуте ввели 153 тысячи квадратов жилья. Почти в 3 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Как-то даже странно вспоминать, как еще недавно застройщики жаловались на скорый коллапс сферы из-за сами знаете чего. На этой неделе успехи Сургута в жилой застройке заметил и председатель окружной думы Борис Хохряков. Уж очень ему понравились наши новостройки.
«Что касается перспективы развития Сургута, она очень такая насыщенная, хорошая. Потому что это можно проследить по демографическим показателям. Несмотря даже на то, что многие города практически достигли пика в в объеме строительства жилья, в Сургуте еще и конца, и края не видно. Это на самом деле очень здорово», — поделился впечатлениями он.
Но разве только объемами стоит мерить успех? Почему подход к застройке новых территорий в Сургуте вызывает вопросы: зачем, почему здесь и что дальше?
13 октября 2004 года — черный день в истории сборной России по футболу. В матче с командой Португалии наши пропустили 7 мячей и сподобились лишь на один ответный гол. На поле не было команды, каждый выполнял лишь свои конкретные задачи: защитники думали как бы не пропустить еще, игроки атаки надеялись на чудо. Тактический план на игру от начальника команды — главного тренера Георгия Ярцева — футболисты не выполнили. Символично, что он — человек, который должен быть гарантом командного духа и выучки игроков — покинул матч еще до финального свистка. Спустя еще три матча сам ушел в отставку.
Болезненные поражения сборной России по футболу будут и после него, с другими руководителями: они перекраивали состав, меняли задачи и стили, но за исключением пары ярких моментов в 2008 и 2018 на долю болельщиков выпало немало разочарований.
2013 год. В Сургуте активно осваивают Северо-Восточный район, возводятся многоэтажки. Тактика следующая: департамент архитектуры и градостроительства верстает генплан города и «передает пас» департаменту имущественных и земельных отношений, тот по необходимости выделяет земельные участки под инфраструктурные объекты. Для удобства уже хорошо обжитых микрорайонов команда городских чиновников во главе с Дмитрием Поповым уже достраивает новую улицу — Университетскую. Ей предрекают судьбу дублера 30 лет Победы с выходом на Черный мыс в районе Рационализаторов.
Спустя три года градоначальник Дмитрий Попов уходит в отставку. На его место приходит новый руководитель — Вадим Шувалов. Поначалу мэр делает ставку на ветеранов команды и не проводит ротацию основного состава, это произойдет позже. Но продолжение строительства Университетской в повестке больше не мелькает, она по-прежнему ведет в тупик — «пас» проектировщиков ушел в «аут».
Не появилась здесь и школа, которую предусмотрели в генеральном плане. Поэтому потоки из сотен детей по утрам и в обед (ко второй смене) тянутся в 31-ю, либо в Технологическую школы.
После успешной комбинации по строительству улицы Никольской глава Сургута Вадим Шувалов ставит новую задачу: протянуть существующую улицу Игоря Киртбая до поселка Снежного, по сути создав дублер Тюменского тракта. К тому же, в районе Грибоедовской развязки активно ведется жилая застройка, и просто необходима дорога. Сказано — сделано. К тому моменту в мэрии уже изменилась расстановка игроков: упразднили департамент имущественных и земельных отношений, его функции на себя взял департамент архитектуры и градостроительства. Они и согласовали все работы.
В 2018 году километр дороги на Киртбая доделали — он и сегодня, спустя четыре года, ведет прямиком в лес. За это время здесь появились 2 жилых комплекса, в 2024 к ним добавится и третий: суммарно это примерно 10 тысяч человек. Из них, если проанализировать статистику мэрии, 1400 детей будут нуждаться в школе, еще 800 — в детском саде. И это проектировщики из администрации предусмотрели: внесли оба здания в генплан от 2017, там же осталось и продолжение самой улицы Игоря Киртбая. Но тут подвела реализация «моментов».
В 2021 в составе сургутской администрации снова перестановки: появляется новый руководитель Андрей Филатов. Он почти полностью меняет основных исполнителей, перекраивает структуру, прививает современный управленческий стиль, трансформирует приоритеты и задачи. Про продолжение Университетской и Киртбая по-прежнему ничего не слышно. На поле возвращается и проверенная временем расстановка — возрождается департамент имущественных и земельных отношений, который участвует в реализации нового проекта: строительство продолжения проспекта Комсомольского.
«Для города это очень важно. Это важно и с имиджевой точки зрения, потому что это все-таки первый опыт в Ханты-Мансийском автономном округе по заключению концессии на дорогу. Это привлечение частных инвестиций. И самое главное, что эта дорога очень нужна городу. Потому что в результате ее введения обеспечится возможность ввести в эксплуатацию почти 30 тысяч квадратных метров жилья», — прокомментировал заместитель главы Сургута Артем Кириленко.
Заезд для новоселов почти построили — на объекте укладывают асфальт. С социальной инфраструктурой сложнее: ближайший участок под школу стоит без финансирования. При этом только для жителей двух новых ЖК, по сути, уже нужен новый детский сад на 200 мест и еще куда-то пристроить 250 школьников (при условии, что ближайшая 19-я и Салмановка и так переполнены). Есть и другой вопрос: а куда в итоге приведет продолжение Комсомольского проспекта? Есть ли перспективы у этого «финта»?
Если не углубляться в ситуацию и делать поверхностные выводы, то можно сказать, что новый участок дороги Комсомольского ведет прямиком в никуда. На самом деле, строители при возведении объекта оставили «карманы» для поворотов направо и налево. Все потому, что в генплане есть продолжение набережной Ивана Кайдалова от проспекта Пролетарского до Мелик-Карамова. Проходит дорога прямо здесь, где сегодня лежит тротуарная плитка прямиком на Сайму. Придется ли убирать тротуарную плитку для строительства новой дороги? Пока неизвестно.
В администрации говорят: продолжение набережной Ивана Кайдалова планируется, но только после того, как городская команда чиновников сверстает новую инновационную схему — генплан. В процессе власти и проведут ревизию всех проектов, которые так и не были реализованы.
«Важное значение этой дороги в качестве предпосылки для строительства набережной Ивана Кайдалова. Я думаю, что без этой дороги мы бы никак не приступили к созданию этой набережной. Да, пока я не могу обозначить планы по этой набережной, поскольку это тесно связано с принятием нового генплана, который в планах с 2023 по 2025 год», — рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута Александр Коновалов.
Пока эта многолетняя перепасовка планами, схемами, и стилями напоминает, скорее, не официальную игру, а затянувшуюся на десятилетия тренировку. Хорошо, что у команды чиновников, в отличие от футболистов сборной России (их забанили в международных турнирах), есть возможность реализовать все те тактические задумки, которые не удавалось осилить предшественникам, и добиться победы.
Теперь главное, чтобы опять не произошла смена состава, концепции, и расстановки — иначе все придется начинать заново.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале