Что мешает комплексно создать безопасные условия для детей в отдельном микрорайоне Сургута
А теперь, пожалуй, к самой вопиющей теме прошлой недели, осмыслить которую мы попробовали на неделе этой. Напомню: двух первоклассников из 9-й школы избили после уроков недалеко от Крылов парка в районе ж/д. Избили, как выяснили родители пострадавших в ходе разбирательств, ученики того же образовательного учреждения. Причем оказались они ненамного старше своих жертв.
Последствиями нападения стали не просто синяки да царапины, как опрометчиво поначалу сообщили одни наши коллеги, а довольно серьезные травмы. Сотрясение мозга, закрытая черепно-мозговая, ушибы мягких тканей головы и живота.
Тут меня лично удручает даже не сам факт нанесения побоев детям детьми, а то что этот случай мог бы просто, что называется, быть «замят», если бы вокруг него не возникла шумиха в СМИ. Если бы мама одного из пострадавших первоклассников не решила искать законной справедливости, и не обратилась бы к нам, уверенная в том, что случай с ее ребенком лишь один из многих возможных. Уверен, без этого не начались бы проверки сразу трех ведомств: полиции, следственного комитета и прокуратуры. Проверки дело небыстрое и чем закончится конкретно эта история пока не ясно, поэтому мы решили рассмотреть тему в широком смысле. Что мешает обеспечить безопасность хотя бы в отдельно взятом районе?
Это среда такая необустроенная, родители, которые не могут или не хотят привить детям элементарные социальные нормы, или нехватка альтернативы праздному шатанию?
— Вот тут вот он шел. И потом в ту сторону. Начал обзываться.
— Это какой-то мальчик постарше?
— Да! С друзьями шел и начал на меня материться, «факи» показывать, потом берет и кидает в меня палки.
Оказавшись на месте собственного избиения, пострадавший первоклассник с трудом описывает вслух события недельной давности. От волнения у школьника путается речь — но переживает ребенок не из-за камеры или журналистов. Искренне не понимает: как ребята, пусть и чуть старше, могут быть так жестоки? А главное почему?
— Они говорят: «стой». Я стою и говорю: «что такое», а они зовут меня. Потом они начинают меня просто так бить! Я не знаю из-за чего! Я пытаюсь уйти. Вырваться. А они держат меня за ноги, за руки. Бьют…
В тот день вместе с мальчиком в сторону дома шли ровесники: с одним знакомы еще с детского сада, еще 2 девочки из параллельного класса. Увидев то, что обижают товарища, второй школьник не смог стоять в стороне и заступился за друга. В результате, чтобы оттащить обидчиков от малышей, пришлось звать на помощь взрослых.
— Их было шесть или больше. Вот тут вот так вот была большая толпа. И все его били. Один мальчик был с палкой.
На крики детей о помощи прохожие остановились не сразу – только спустя время подошли две молодые девушки с рюкзаками. Их сейчас ищут матери пострадавших мальчиков. Говорят, для того чтобы просто сказать спасибо. Сами избитые оказались в травмпункте с побоями. Первоклассника, который заступался за друга, даже госпитализировали в детское отделение нейрохирургии, где он провел 5 дней.
«Ребенка избили, он защищал своего друга и получил травмы. Это уже не первый случай. На той неделе была подобная история, тоже он защитил мальчика. Он шел мимо, увидел, что толпой бьют ребенка, он рассказал, что подбежал и просто лег сверху. Он был маленький, еще меньше моего сына. Тот убежал, говорит, а они продолжили меня бить», — рассказала Евгения.
Сейчас мамы и папы избитых мальчиков ищут справедливости в правоохранительных органах, департаменте образования Сургута. И, конечно, задаются вопросом: как такое вообще возможно, чтобы первоклассников, кулаками, палками, и до больницы? И как тогда создать безопасные условия для детей? Такие, чтобы они не боялись пройти от школы до дома эти 500 метров.
«Встречают детей, потому что боятся. Потому что здесь такой перекресток. Здесь рядом лес, есть опасность. Мы через раз встречаем ребенка потому, что в основном
Городские педагоги за кадром говорят: стараются уберечь детей от таких ситуаций, ведут с ними частные беседы, классные часы. Однако, ответьте для себя честно: вы бы смогли ежедневно следить за 30 мини-ракетами, за их настроением, личной жизнью? В пределах школы еще возможно, а вот за пределами учреждения… да и не факт, что это поможет. Ведь не каждый ребенок по разным причинам показывает успехи в учебе. А потребность
«Это же называется „болезненное самоутверждение“. У детей, особенно, предподросткового и подросткового возраста оно все время было. И мы всегда говорили, что возраст этот очень сложный, да. Другое дело, что возрастной диапазон детей, которые сейчас проявляют агрессию, все понижается и понижается», — пояснила доцент кафедры психологии СурГУ Майя Самойлова.
Выделиться и добиться успеха можно не только в школе или «на улице», говорят специалисты. Тут уже возникает вопрос среды — чем заняты чада после уроков, что для них построено? Конкретно в районе ж/д, где произошло избиение, выбор есть, пусть и небольшой: можно записаться на танцы или в кванториум на 3D-моделирование. Для особо бойких есть спортзалы (правда, частные). Не так давно появился здесь и «Крылов парк», чтобы было где гулять. Правда, не каждый местный зачитывается баснями, мнит себя артистом балета или дизайнером.
— Деретесь здесь?
— Иногда деремся, иногда.
— А где здесь можно ходить, где нельзя? Или это смотря как ходить?
— Смотря как! Смотря как ты себя ведешь. Если ты ровный пацан, то тебя никто не тронет. А если ты моросишь, то…
— Надо себя нормально вести? Это ни с кем не ругаться, или наоборот, уметь за себя постоять?
— Надо уметь за себя постоять!
— А здесь молодежи вообще много тусуется?
— Да, конечно!
Можно хоть сколько угодно навешивать на учителей обязанностей по воспитанию, застраивать хоть весь микрорайон учреждениями допобразования, оборудовать каждый дом и улицу камерами под завязку, везде расставлять участковые пункты полиции, развешивать объявления об ответственности за разные преступления для несовершеннолетних. Это все, в общем-то, может и неплохо. Но даже все эти меры безопасности могут не сработать, если родители не будут объяснять «что такое хорошо, а что такое плохо». Если они, конечно, сами это понимают.
Показательный момент: встреча родителей участников конфликта могла бы закончиться скандалом, если бы не представители профильного департамента. Вместо диалога в адрес мам побитых мальчиков, как они сами рассказали, полетели претензии: что их ребенок не такой, он не мог, ваши дети все врут, а травмы из-за того, что они «сами упали». Эти детали будут разбирать полицейские и следователи, но важно то, что у взрослых даже не получилось поговорить — собственно, как и у их детей неделю назад. Чему в таком случае удивляться и о какой безопасности можно говорить?
«Я считаю, что все дети должны дружить. И это зависит от нас, от родителей. И мы должны до них это донести: если ты видишь, что
Это обращение могло бы подействовать… в идеальном мире, где люди готовы меняться и осознавать последствия своих действий или бездействия. Но очевидно, что до совершенства нашему обществу далеко, а взрослые – повзрослевшие дети, воспитанные в определенной среде. И если в той среде царила атмосфера «человек человеку – волк», «делай с тем, кто слабее и не похож на тебя все, что хочешь», словами ситуацию не исправить.
Получается замкнутый круг, где одно поколение морально калечит другое и думает, что так и надо. И чтобы его разорвать, этот круг, нужен целый комплекс мер: от формирования той же среды проживания, с оглядкой на контингент, который обитает в конкретном районе, заканчивая постоянной работой (хоть тех же психологов) с каждой конкретной семьей, которая попала в неприятную историю… Но это, опять же, какой-то недостижимый идеал.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале