Чего хотят добиться сургутские таксисты и как от их бойкота страдают пассажиры
Первая серьезная метель, и ценники на такси взлетели вверх — в три, а то и в четыре раза выше обычного тарифа. В середине этой недели, когда всю ночь и день шел сильный снегопад, сумма за поездку по городу достигала 700 рублей.
Ситуация для Сургута не сказать что необычная. Но на этом фоне требования таксистов из ролика в интернете выглядят, мягко говоря, абсурдными.
— Мы, таксисты Сургута, собрались. Делаем выводы, поднимаем ценники. Дальше — больше. Обещали собраться около тысячи человек.
В итоге собралось чуть больше десятка. Внимание к себе они привлекли. В комментариях под этим постом в социальных сетях пассажиры не упустили возможность высказать водителям встречные претензии. Люди сообщают, что зачастую таксисты отменяют заказ, когда машина уже подъехала к адресу и человек вышел на улицу. В некоторых случаях водитель высаживал пассажира прямо на дороге, когда узнавал стоимость заказа.
— Нет никаких ценников, все катаются за сто рублей по городу.
Претензии таксистов — как нота протеста. Водители уверяют, что у них низкая выручка, и заработанных денег не хватает, чтобы содержать семьи. Требование у перевозчиков одно — повысить тариф.
Время — три часа дня, будний день. Журналисты СургутИнформ-ТВ попробовали сами заказать поездку от торгового центра до телекомпании, и вот что выдает приложение: 354 рубля — эконом, 366 рублей — комфорт-класс.
Но если задуматься, работая на агрегатор, водитель такси автоматически соглашается с правилами игры. Бизнес есть бизнес, ничего личного. Не устраивает — ищи другие варианты.
Кто мешает шоферу, как в старые добрые времена, работать на себя? Дать объявление со своим личным номером телефона на сайт, в газету, бегущую строку, расклеить рекламу на доску объявлений, а то и вовсе стоять на парковке вокзала и зазывать клиентов. С агрегатором этого не требуется: рекламу за водителя уже распространили, клиентскую базу нашли, осталось выйти на линию.
— Скажите, вы с Яндекса?
— Да.
— Говорят, таксисты просят поднять расценки на поездки. Не хватает, правда?
— Не знаю. Может, кто-то просит. Я ничего ни у кого не прошу.
— Сколько по городу примерно стоит?
— Где-то рублей 170. Зависит от погодных условий, пробок. А так, да, бывает и 150.
— Ну, нормальная цена или нет?
— Нормальная, вроде нормальная.
— У меня бывает по 160 самое такое. И то комфорт-плюс.
— Всегда было нормально. Я никогда не был недоволен.
Сегодняшние цены на такси сургутяне считают вполне приемлемыми. Тратить больше мало кто готов — не в городе-миллионнике живем, чтобы за переезд из одного района в другой платить как столичные жители.
— Для аэропорта 300–400 рублей, я считаю, что в Сургуте — это лучшая цена по сравнению с Москвой и Питером.
— Если поднимут — я буду автобусом ездить.
— Мы уже почти не пользуемся такси, как они цены подняли.
— Есть альтернативные приложения, где ты можешь сам предложить свою цену таксистам.
Наши попытки узнать позицию Яндекса в этом вопросе закончились тем, что журналистам предложили обратиться к представителям сервиса с официальным запросом.
Судя по всему, пока никаких договоренностей не достигнуто, потому что поведение отдельных водителей продолжает вызывать у пассажиров недоумение. Крайними в этом противостоянии оказались люди, чьи интересы и права как потребителей остались за скобками.
«Мы всегда открыты для граждан. Они могут по телефонной связи обратиться в рабочие часы, прийти лично (для этого записи не требуется), либо направить информацию по электронной почте», — отметил заместитель начальника управления потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Сургута Михаил Яцик.
У водителей такси, которые зачастую оформлены как индивидуальные предприниматели или самозанятые, тоже есть свои права, и никто не мешает ими воспользоваться вполне законным путем, не в ущерб клиентам.
«Мы имеем хозяйствующие субъекты, самостоятельные, которые не подведомственны и не подконтрольны администрации города. Это служба такси, агрегатор и сами таксисты. И у администрации города, на законодательном уровне, нет полномочий вмешиваться в их договорные отношения. В автономном округе также есть уполномоченный по защите прав предпринимателей. Если кто-то считает, что его права как предпринимателя нарушены, то он может обратиться к нему», — пояснил Михаил Яцик.
Сдается, что об омбудсмене бойкотирующие таксисты не слышали, а, вероятнее всего, сделали вид, что не знают о нем, и решили просто громко заявить о себе. Выглядит это все как инсинуация, направленная на влияние на общественность, которая пока не понимает, почему должна поддерживать эту группу водителей. Так наверняка скажут и многие потребители, раздраженные тем, что водитель в последний момент отменяет поездку, несогласный с ее стоимостью.
В этой связи не совсем понятно, на чью поддержку таксисты тогда рассчитывают. С таким же успехом можно было бы написать открытое письмо владельцам нефтяных компаний или правительству с просьбой снизить цены на бензин.
В то же время, по данным центра занятости, в городе всегда есть альтернативы, где профессиональные водители могут устроиться на работу. Не обязательно крутить баранку, сидя в легковушке. К примеру, в СПОПАТ заработная плата начинается от 130 тысяч рублей и может достигать 180 тысяч. Для этого всего-то нужно: соответствующая категория, российское гражданство, знание русского языка. И что тогда мешает таксистам-бунтовщикам сделать правильный выбор: категория, гражданство или язык?
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале