«Будущее здесь». Как оценить пользу конкурса и кому нужны идеи школьников

16:52 04.06.2023 4200 просмотров

Всю неделю в эфире С1 можно было видеть трансляции и новости о завершении 3 сезона проекта «Будущее здесь». На протяжении полугода ученики 8-10 классов разрабатывали свои предложения по улучшению жизни в Сургуте и Югре. И вот, юные новаторы представили свои идеи на суд «большого» жюри.

«Проект „Будущее здесь“ состоялся. Самое главное заслуга в том, что он для вас интересен, вы его выбираете, как некий путь самореализации. Точно не разочаровывает. Вы настоящие молодцы, наставники молодцы. Уровень проработки очень высокий. Даже иногда подкупает, начинаешь с вами разговаривать максимально по-взрослому. Но тут нам важно, если простым языком, и вашу инициативу не разрушить. Ведь любой серьезный разговор это про преодоление каких-то минусов, доработок. Мы такой разговор составим с некоторыми проектами. Но сегодня мы вас будем только поддерживать. Еще раз подчеркну, что гордость берет за то, что у нас такие ребята», — сказал глава Сургута Андрей Филатов.

Победителей, конечно, определили — подробнее об их проектах чуть позже. Но хотелось бы вообще понять: а чем они там таким занимаются в рамках конкурса и как вообще можно измерить пользу? В приобретенных навыках или все-таки в идеях, которые довели до реализации? Не все так однозначно по мнению Данила Прилуцкого, который разбирался в вопросе.

223 заявки, свыше 90 участников, 231 день работы, две каникулярные смены, 3 хакатона, стратегические и форсайт сессии, бизнес-тренинги и мастер-классы. Все это уместилось в третий сезон проекта «Будущее здесь», в котором школьникам предлагают разработать свои идеи по улучшению жизни в Сургуте, Югре, России. Организаторы в лице департамента образования, администрации, телекомпании «СургутИнформ-ТВ» при поддержке депутатов Дум Югры и Тюменской области в течение полугода предоставляли старшеклассникам возможность заниматься с лучшими специалистами в своих областях.

«В принципе, подобные вещи мы делаем со слушателями программ MBA (прим. „магистр делового администрирования“), там средний возраст от сорока и больше. И некоторые из них входят в список «Форбс». Я смотрю на вас и думаю, что у некоторых есть потенциал потеснить моих студентов MBA в этом списке через некоторое время», — отметил российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.

Разработать уникальную проектную идею, стать частью инновационной экономики и изменить будущее. С такой задачей не каждый взрослый справится. В этом плане даже некоторым опытным профессионалам есть чему поучиться у детей из «БЗ» — они еще не разучились мечтать и идти напролом, невзирая на масштабы и страхи. Потому и готовы принимать даже такие вызовы. Однако для этого подросткам нужны соответствующие «инструменты», которые не «выдадут» за школьной партой – проектное мышление, навыки построения бизнес-модели, основы маркетинга и продвижения продукта.

«Цель конкурса – не поездка в «Сколково» и победа, а чтобы все вы поняли, что каждый из нас, каждый из вас может сделать для этой страны, для нашего города что-то очень полезное. Для этого, самое главное, нужно получить хорошее образование и нужно включать голову уже в этом возрасте: «А что я могу? Какой проект я могу создать и что для всех вокруг нужно», — сказал генеральный директор телекомпании «СургутИнформ-ТВ» Игорь Ярош.

Ну да, дети учились, занимались, ходили и посещали. А дальше-то что? Как измерить пользу для города и для них самих? Тут, по мнению организаторов, сразу несколько критериев, по которым можно судить. Ранее члены жюри не без пафоса заявляли — участие в «Будущем здесь» уже победа. Потому, что здесь приобретаются умения, полезные в любой деятельности. Иначе говоря софт-скиллз, мягкие навыки. К ним относят работу в команде, выступление на публике, коммуникативные способности. Все это они смогут применить здесь, в Сургуте, когда начнут работать на благо города.

— Я научилась работать в команде, искать информацию, разбираться в экономике. 

— Координационные навыки, я этим занималась. Собрала команду. И третье, это организовать себя. Самое главное. 

— Верить в чудо, работать в команде, быть усердным. 

— Работать в команде, мыслить особым путем, строить свой бизнес-план! 

Еще один показатель пользы для детей и города в целом — это новые знакомства. Погодите-погодите, это в данном случае не журналистский штамп! За время на проекте участники общались с десятками наставников, экспертов, общественников, депутатов, чиновников, представителей крупных градообразующих предприятий. И это также интересный момент: помимо банальной возможности перенять опыт у взрослых, у подростков прошла и профориентация — уже во время полуфинала Кирилла Шильникова пригласили на работу! Позже к участникам обратилась и замгубернатора Югры.

«Абсолютно все мы, присутствующие, почувствовали ваше неравнодушие, вы вложили в эти работы частичку себя. И я буду очень рада, если вы придете к нам, в команду правительства Югры, участвовать в работе по созданию человекоцентричных сервисов! Потому, что все, что вы сделали для педагогов, для фермеров, для школьников, для студентов, для граждан серебряного возраста, это действительно уникальные и нужные разработки», — сказала заместитель губернатора ХМАО-Югры Елена Шумакова.

Погруженные в ежедневную суету с родителями, уроками, ОГЭ и ЕГЭ они по началу прятали от внешнего мира свои настоящие мысли, эмоции, переживания. Теперь они научились переключаться, действовать в условиях дедлайнов и ограниченных ресурсов, а главное — слышать себя. Благодаря этому они раскрепостились и научились творить. У них появился опыт серьезной разработки, возникло понимание процессов. А ведь это именно то, что отличало их от взрослых. Отныне они сами в какой-то степени взрослые и готовы удивлять, отмечают наставники.

«Молодые люди, несмотря на свой юный возраст, затрагивают такие интересные социальные проблемы! Хотелось бы отметить, что они в большей части ориентированы не на их сверстников, а на более широкую аудиторию, что говорит о масштабе мысли молодых людей. В такой ситуации, порой, даже забываешь о их возрасте, что это обучающиеся 8-10 классов», — отметила наставник проекта «Будущее здесь», проректор по научной работе Сургутского педагогического университета Ольга Власова.

В прошлые сезоны было много классных идей, которые так и остались на бумаге. Сейчас все может сложиться иначе – сразу четыре проекта взяли на карандаш: мэрия выразила готовность поддержать абсолютных победителей, команду N&D, в части реализации. Галина Резяпова, в свою очередь, поможет воплотить в жизнь идею «Комната отдыха для педагогов» Райхоны Хашимовой. Депутат Думы Югры, главврач окружного кардиоцентра Ирина Урванцева будет сотрудничать со Станиславом Захаровым и Мишель Попушой для создания приложений «Цифровое портфолио» для старшеклассников и студентов и» +1», проект обучения пожилых людей интернет-навыкам.

«Я не ожидала таких сюрпризов от Галины Александровны. Я очень рада, что мой проект выделили, и я буду его реализовывать. Я безумно рада, счастлива», — поделилась эмоциями финалист 3 сезона проекта «Будущее здесь» Райхона Хашимова.

Оценивать конкурс «Будущее здесь» только через призму реализованных проектов – не совсем объективно, или даже совсем не объективно. По аналогии: «БЗ», как его кратко называют организаторы и участники, скорее, про фундамент, нежели про цельное строение. Здесь нет цели наспех состряпать какую-нибудь однодневную легкореализуемую историю, запустить ее, а после красиво отчитаться, чтобы потом благополучно закрыть. Здесь про особый образ мышления, которое позволяет нестандартно подходить к болевым точкам общества, к решению проблем. И школьники, финалисты, победители, уже обладают этим складом ума. Эксперты уверены: эти подростки с их опытом еще сослужат пользу городу и округу. Если не сегодня, так завтра.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ