Без человека не обойтись. Как сегодня обеспечивается безопасность в школах Сургута
В Сургуте все спокойно. По крайней мере, если верить соцопросам. В очередной раз мы попали в 10 самых безопасных городов страны. К подобному выводу пришли аналитики портала «Домофонд», опросив около 60 тысяч россиян. Сколько из них сургутян, не уточняется.
Честно, не знаю, как к этому относиться: то ли с гордостью, то ли со скепсисом. Ведь новость, хоть и приятная, но по мне так какая-то неправдоподобная. К тому же для подобных громких заявлений, судя по всему, никаких по-настоящему серьезных исследований не проводилось. Горожанам всего-то и требовалось, что ответить на вопрос живут ли они в безопасном районе и не боятся ли идти домой в тёмное время суток. Отрадно, что передвигающиеся в большинстве своем по городу на автомобилях сургутяне, оценили свою безопасность на 8 по десятибалльной шкале.
Интересно, а как бы я ответила на этот вопрос, учитывая, что рядом с моим домом на проспекте Пролетарском освещения вообще никогда не было. Но ни я, ни
Иначе как объяснить статистику преступлений за последние 8 месяцев? Ни много ни мало, более 3000. Зашкаливает и количество ДТП: что ни день, то новая сводка. Только с начала года в дорожных авариях пострадало около 300 детей, не говоря уже о взрослых. И вы все еще чувствуете себя спокойно и уверенно?
Теме безопасности на этой неделе было посвящено и первое заседание городской Думы. Кстати, ради собственной безопасности народные избранники временно перебрались в здание администрации. В думском зале по-прежнему идет ремонт. Полуторачасовой доклад чиновников о мерах по предотвращению любых нештатных ситуаций в образовательных организациях депутатов не впечатлил.
Так, может, надо было спросить специалиста, который имеет представление о ситуации не по отчетам?
— Рашид, многие родители, говорят, что главный атрибут, без которого их не пустит в школу охрана — это бахилы. Это действительно так?
Рашид Фахретдинов, школьный секьюрити:
— Нет, охрана не отвечает за бахилы.
— На глаз подозрительную личность можете определить — человека который пришел с плохими намерениями?
— Ну на глаз, это по мимике все-таки практика должна быть к этому.
— А что не так в мимике?
— Косит, моргает, разговаривает — не может объяснить, зачем пришел.
— А вообще у вас были такие случаи? Когда встречали кого-то подозрительного приходилось задавать дополнительные вопросы, и действительно
— Такого не было, все целенаправленно приходят, в основном.
— Как вы считаете, такой вот охраны достаточно?
— Если исходить из тех наших обязанностей, ну что мы должны выполнять, то одного, конечно, недостаточно, один охранник обязательно должен находиться на входе, контролировать как вход выход соблюдается. И есть и другие, как обход школы практически ежечасный.
— То есть, я правильно понимаю, пока вы ушли куда-то на обход злоумышленник может проникнуть в учебное заведение?
— Ну не только злоумышленник, любой человек. На эти 20 минут по инструкциям меня должен заменить вахтер. И обычно вахтеры — это пожилые люди, как правило, женщины.
— Что нужно сделать, чтобы школы были максимально безопасны, что для этого необходимо?
— Да все уже хорошо работает, единственное, что это нехватка кадров.
— То есть, как бы мы ни говорили, что монтируются камеры, еще какие то современные системы видеофиксации и слежения, без человека не обойтись?
— Без человека — нет.
Чувствуют ли дети себя в безопасности в стенах школы, и что для этого сделано сегодня в образовательных заведениях?
О своей безопасности в школе дети, порой, не задумаются. Для этого есть взрослые. Это они спрашивают электронные пропуска, используют металлоискатели и следят за происходящим внутри и снаружи здания с помощью видеокамер. Образовательные учреждения сегодня охраняются практически как стратегические объекты.
«Все образовательные организации оснащены системой оповещения, в случае, скажем, открывания двери. Если мы говорим про ночное время, эта система называется охранная сигнализация и пожарная сигнализация, потому что образовательная организация относится по категорированию к 1-й категории», — рассказал Семён Фисун, директор МБОУ лицей им. генерал-майора Хисматулина В. И.
Кроме современной техники преградой для нарушителей должен стать и охранник. В лицее Хисматулина Имирчубан Ризаев работает уже порядка 5 лет, знает всех школьников (а их, на минуточку, около 500 человек), в лицо и никогда не отступает от правил. До двух часов дня вход родителям за турникет воспрещён. После — только по паспорту и с разрешения классного руководителя. К слову, в случае реальной угрозы именно школьный секьюрити нажмет на «тревожную кнопку» и буквально грудью встанет на защиту подопечных.
«И по возможности дольше его задержать пока не будет полицейских, Росгвардии, дежурно-оперативной группы. Чем дольше удержу, тем лучше будет. И если дети будут находиться рядом в это время, то я детям скажу „убегайте, спрячьтесь“, — говорит о своих обязанностях охранник лицея Имирчубан Ризаев.
Контрольно-пропускная система в лицее появилась более пяти лет назад, причем приобрела школа её за собственные средства. А вот рамку поставили у входа уже за деньги городского бюджета. В ближайшие годы подобные технологии будут во всех образовательных организациях. На эти цели местные власти планируют потратить порядка полумиллиарда рублей.
«В преддверии учебного года в 17 учреждениях были установлены системы контроля управления доступом, и хочу отметить, что на сегодняшний день это уже 24 образовательные организации, которые оснащены, и не в одном корпусе. В перспективе в планах мероприятий ещё 13 образовательных организаций — это уже задача 2019 года. В этом году 42 дошкольные образовательные организации системой видеодомофона на калитках», — перечислила Анна Томазова, директор департамента образования администрации Сургута.
Однако, как выяснилось, этого недостаточно, чтобы на 100 процентов соблюдать все требования, которые предъявляются к безопасности образовательных учреждений. Все школы должны быть ограждены забором, так называемым первым рубежом, за который не смогут пройти враждебно настроенные люди. По логике вещей именно здесь необходимо поставить или контрольно-пропускной пункт, или домофон с системой распознавания лиц. На деле же выходит, что пока подойти к школе есть возможность у любого прохожего.
Тем не менее, сказать, что это действительно серьезная угроза, вряд ли можно. Безопасность в образовательных учреждениях контролируется. Да и технических прогресс не стоит на месте. Например, уже сейчас идёт замена аналоговых систем видеонаблюдения на цифровые. Ужесточаются требования и к охранникам.
«Например, в этом году, по охране объектов образования, обязательно предприятие охранное должно быть лицензирован. Оно должно обладать лицензией как раз на охрану объектов категорийных. И уже нельзя сказать, что, условно говоря, бабушка, которая не может ничего сделать, будет сидеть на проходной. Потому что специалисты должны быть тщательным образом подготовлены», — заверил Артём Кириленко, заместитель председателя Думы Сургута.
Человеческий фактор в вопросе безопасности играет чуть ли не ключевую роль. Если ученики и сотрудники образовательного учреждения не знают куда бежать в случае чего, техническое оснащение вряд ли сможет помочь.
«Можно эти тренировки проводить, ну не знаю, там раз в месяц, и понимать, что скорее всего, если не дай бог
Безопасность в образовательных учреждениях как и безопасность в целом в обществе — понятие комплексное. Это не только современная техника и компетентные специалисты, но и, в конце концов, оборудованные подъезды к школам, не заставленные машинами, отсутствие торговых точек, где детям продают сигареты и алкоголь. Опасность часто возникает там, где ее не ждут охранники с металлоискателями.
Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале