Антивирус для детей. В Сургуте задумались о введении курса кибербезопасности в школах
Запутались в сетях. 85% российских школьников не могут сегодня представить свою жизнь без интернета. Пугающая статистика. И дело здесь даже не в том, что для многих прожигание времени в сетях стало основным видом досуга. Хотя и в этом ничего здорового нет. Интернет сегодня таит в себе огромное количество угроз. А главное, попасть в ловушку там гораздо проще, чем в реальной жизни.
Ведь до определенного момента мы всей опасности не осознаем. Ну какому родителю придет в голову, что на его ребенка идет психологическое давление или травля в интернете, или не дай Бог, его вербуют экстремисты или наркоторговцы.
Гораздо проще ничего не предпринимать и пребывать в иллюзиях, что такого просто не может быть. Как показало исследование специалистов «Лаборатории Касперского», только 14% родителей добавились в соцсетях в друзья к своему ребенку и регулярно контролируют его страничку. А более половины опрошенных, считают, что их дети не разбираются в возможностях интернета, и им можно не беспокоиться на этот счет. Опасное заблуждение.
На днях в Сургуте прошел окружной форум, посвященный кибербезопасности. Эксперты со всего региона обсуждали главное — как защитить детей от вредоносного контента. И пришли к выводу, что в школах нужно вводить курс кибербезопасности. С 1 сентября для среднего звена уже будут закуплены учебники. Кроме того, сегодня в школах Югры работают кибердружины, на страже детской психики стоят правоохранительные органы и Роскомнадзор. Только за прошлый год было заблокировано 146 тысяч сайтов. Но отследить весь поток информации просто не возможно. Поэтому нужно объединить усилия, и все должны быть на чеку. Иначе битву за своего ребенка с глобальной паутиной можно просто проиграть.
Жизнь в сети — красивая альтернатива реальности. Там маленькие мышки по щелчку взрослеют, упитанные скрываются за аватарками моделей, а субтильные подростки превращаются в качков. Именно поэтому, виртуальный мир так заманчив для неуверенных в себе, несформировавшихся и зависимых от чужой оценки подростков. Там всегда найдутся друзья, и те, с кем можно пообщаться. И общение и понимание.
«На самом деле, я очень долго думаю над этим, выбирая какие-то фотографии. Ты понимаешь, что потом на это будут смотреть люди, оценивать это своим взглядом и для этого тебе нужно постараться выглядеть хорошо», — говорит ученица «МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова» Полина Еловских.
В погоне за лайками и репостами подростки хвастаются в социальных сетях новомодными гаджетами и поездками за границу и сытой жизнью. При этом не задумываясь, оставляют всю информацию о себе в виртуальном пространстве. Чем не крючок для мошенников или и того хуже педофилов. Все чаще на детей они теперь охотятся в сетях. И даже, если пользователь немного приукрасил возраст, потенциальную жертву они вычисляют на раз два. «Стало проще определённым образом конкретным личностям удовлетворять свои сексуальные потребности. Люди ведь не ограничиваются просто беседами или получением фотографий от этих детей. Они отправляют им свои фотографии, идёт развращение ребёнка, его психологического развития», — отмечает следователь-криминалист сургутского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по ХМАО-Югре Станислав Гайсин.
Последствия таких «уроков» анатомии сложно предугадать. Особенно тяжело реабилитации поддаются впечатлительные дети. Для них это серьезная психологическая травма, возможно, даже на всю жизнь. Только за прошлый год в Югре было возбуждено более двадцати уголовных дел за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Охотятся педофилы, вербуют экстремисты — подростков тех, кто в реальном мире так и не нашёл отдушину. Но, если к профилактике подобных преступлений полицейские и дружинники относятся крайне серьёзно, следить за тем, чтобы ребенка в сети не травили, придётся уже скорей всего родителям самим. Кибербуллинг опасен, но все, кроме жертвы нападок, зачастую, воспринимают это как игру.
«Чаще всего это игра. Они играют, подражая взрослым, потому что они свою взрослость как раз ощущают через то, что я могу себе позволить сделать то, что вроде бы как-бы нельзя. И чаще всего, когда ты начинаешь ребёнку говорить, а к чему это приведёт, что за этим последует, он очень удивляется и говорит, а я не знал, что за это могут наказать, а я не знал, что родителям придётся в полиции отвечать, почему я так делаю», — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова» Марина Липатникова.
Часть экспертов считают, что обеспечить безопасность ребёнка в сети практически невозможно. Опасный контент, взрослые сайты – все не проконтролируешь и от всего не оградишь. Однако кибербезопасность слишком привлекательная тема, в том числе, для коммерсантов, чтобы просто взять и сложить руки. Внушить родителям, что панацея от виртуальной заразы есть, для айтишников не проблема. Программы — антивирусы появляются чуть ли не каждую неделю.
«Мы можем понимать, в какую группу ребёнок вступает, какой группой интересуется, там не только „вписки“, там про всякие суициидальные группы, там про распространение и популяризацию алкоголя, применение наркотических веществ. Опять же, это сообщение родителю. Мы не блокируем, особенно, когда история происходит для подростков, мы показываем родителю, что ребёнок в достаточно опасной ситуации может быть», — говорит руководитель группы анализа веб-контента «Лаборатории Касперского» Константин Игнатьев.
Получается, чтобы родитель обратил внимание на собственного ребёнка ему теперь должно прийти уведомление. Реакция взрослых в таких случаях не всегда адекватна. Одни сутками напролет штудируют личную переписку, другие просто отбирают гаджет. Вместо того, чтобы задать себе вопрос: почему мое чадо столько времени проводит в виртуальном мире и почему ему интереснее с незнакомыми людьми? «Чем ты интересуешься, о чём ты смотришь ролики в сети, в какие игры ты играешь, чем они тебя привлекают, что тебе в них нравится, с кем ты общаешься по этому поводу, ты нашел себе единомышленников, тех кто разделяет с тобой эти интересы? Почему тебе это интересно? Вот эти вопросы не задаются, как правило», — говорит психолог Ольга Шелюк.
Бой кажется неравным, а может быть, и вовсе не имеет смысла. Ведь сеть — это не только источник информации и знаний, это еще и площадка, где формируются взаимоотношения. Это отдельный мир, где тоже существует дружба, ненависть, любовь. Но, а реакция несовершеннолетних на то, что происходит в виртуальном мире, уже зависит от того, что мы им взрослые в реальности привили. И, если вместо того, чтобы на деликатные вопросы своего ребенка отвечать, нам проще отправить его к «окей гугл», то что потом хотим?
Юлия Шадевская, Анна Кучма
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# albertleonov 22.04.2019 07:46:31 ▲ 0 ▼
# граммар-наци 20.04.2019 21:37:29 ▲ 0 ▼