4 Ноября: как наши президенты искали символ новой российской идентичности

11:41 04.11.2023 2253 просмотров

С утра — демонстрация с шарами и флагами, после обеда — застолье. Уже более ста лет в начале ноября мы отмечаем праздничную дату. Правда, повод за это время трижды менялся. До 1990 года 7 ноября мы прославляли годовщину Великой октябрьской революции — в Советском Союзе это был не только главный государственный, но и по-настоящему народный праздник, который со временем утратил свою идеологическую окраску и стал просто семейным, бытовым. После известных событий появился День согласия и примирения, но просуществовал недолго. А последние 18 лет, уже 4 ноября, мы отмечаем День народного единства. Что общего у этих праздников? Почему власть просто не отменила тот, что морально устарел, а начала искать другие смыслы? Насколько эти поиски оказались успешными по мнению россиян? Иными словами, воспринимаем ли мы дату всерьез или это просто дополнительный выходной?

Морозный ноябрьский день. Шары, лозунги и транспаранты, горожане в традиционно приподнятом для праздничного шествия настроении. Это последняя демонстрация в честь Октябрьской революции, которая прошла в Сургуте – через год Советский Союз будет демонтирован. Она уже далеко не такая массовая, как предыдущие, когда участвовали все предприятия, школы, семьи.

— С каким чувством встречаете праздник? 

— С чувством радости, веселья. Дети вот тоже поднялись, все собрались идти на праздник. 

— Чувство, что перестройка все-таки победит в стране. Я взял сына — считаю, только ради этого стоит выходить на демонстрацию. 

«Меня сегодняшняя демонстрация радует. При всех тех разговорах, которые были в прессе, сегодня пришли люди, которые действительно хотели прийти, кто праздник в душе чувствует», — отметил глава Сургута с 1991 по 2010 гг. Александр Сидоров.

Конечно, к 1980 годам значительная часть страны и к коммунистической идее, и к советской пропаганде относилась скептически, но многое это общество еще продолжало объединять. Одним из важных цементирующих моментов стала культура празднования. Для простых людей — 7 ноября был не политической датой, а поводом встретиться с родными и друзьями за праздничным столом, вместе повспоминать, порадоваться. Но ощущение душевного подъема, единства рождалось именно в колонне. Подготовка к демонстрации в коллективах начиналась задолго до события – рисовали плакаты, мастерили бумажные гвоздики, оформляли портреты партийного руководства.

«Это пример того, как День Великой Октябрьской революции и последующий день, когда были приняты важнейшие декреты, были использованы для того, чтобы конструировать новое общество, новый мир. Это праздничные демонстрации, это семейные встречи, застолья. Это единство не только внутри какой-то малой группы, но единство со всем советским народом», — подчеркнул преподаватель истории СурГПУ, кандидат исторических наук Владислав Медведев.

Нищета, бандитизм были, возможно, еще не самыми страшными последствиями распада СССР. В измученном, обозленном обществе росли конфликтные настроения. События 1993 года в Москве показали, что мы недалеки от гражданской войны. На границах страны одна за другой вспыхивали кровавые межнациональные распри. Новая власть во главе с президентом Борисом Ельциным начала срочно искать пути для консолидации. Так появился День согласия и примирения, в надежде, что все противоречия со временем улягутся.

«Мы знаем, что у нас в советское время был концепт дружбы народов. Единый советский народ, который объединяет народы самых разных национальностей, проживающих на разных территориях со своей культурой, языком. Попытка перейти от дружбы народов к дружному российскому народу — она предпринимается. А нация создается каким путем? Путем конструирования общей памяти, конструирования общих маркеров, значимых для каждой семьи. Потому что семья — это и есть часть общества», — пояснил Владислав Медведев.

Однако первая попытка трансформации праздника не удалась. Общество отнеслось к нему равнодушно. Как отмечать День согласия и примирения никто не понимал, даже выходной в календаре уже выглядел анахронизмом. Тем не менее, люди ощущали острую ностальгию не столько по советским праздникам, сколько по настроению, которым они заряжали.

— Вроде нет праздника..

— А раньше?

— Раньше был, демонстрации. А сейчас просто день и все, обыкновенный день. 

— Зря, наверное, это все прикрыли. Память должна остаться и история. Не должно выбрасываться из истории, все, что произошло, все, что было.

— А нужен вам такой праздник? 

— Вообще-то нужен. Потому что без праздников тоже плохо жить. 

Попытки найти национальную идею, которая была бы принята обществом и помогла создать новую российскую идентичность, продолжались. Ответ лежал на поверхности – в богатой истории нашей страны. Вспомнили, что вплоть до революции 4 ноября, по новому стилю, ежегодно отмечалось изгнание польско-литовских интервентов из Москвы и окончание Смутного времени 1612 года. От полного уничтожения государство тогда спасли обычные русские люди, поскольку сумели сплотиться. Эти события были созвучны тому, что происходило с Россией уже в наше время, на рубеже 20-21 веков. Так, в 2004 году был учрежден День народного единства.

«В исторической науке это называется — коммеморативные практики. Практики, направленные на сохранение исторической памяти о реально произошедших событиях. Это произошло в случае с октябрьской революцией, по сути, подписанным законом 2004 года. Это же наблюдается в отношении событий 17 столетия», — рассказал Владислав Медведев.

Однако и эта дата прижилась далеко не сразу. Об этом говорят исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, который проводил мониторинг в разных регионах страны: в нем участвовали соотечественники разного возраста, образования, национальности. В 2019 только треть населения считала важным отмечать подобные праздники, в нынешнем году этот показатель достиг рекордных 75%. Значительно выросла и доля тех, кто уверен, что единство в России есть — сейчас таких 58%. Нашей съемочной группе тоже встретились разные точки зрения. Но результаты опроса обнадеживают.

— 4 Ноября, для вас это праздник или нет? 

— Да, конечно. День народного единства. 

— А есть у нас сейчас единство? 

— Думаю, да. В такое время у нас есть единство. 

— Все народы едины. Все мы должны за Родину вместе стоять, а не так, как сейчас — одни гуляют, другие — воюют.

— Вы считаете, что сейчас единства нету? 

— Возможно, оно не такое, как хотелось бы, чтобы было. 

— Думаю, да. В Сургуте, где я живу, все хорошо, все устраивает. 

— Кто с кем объединяется в День народного единства? 

— Все люди должны быть едины, независимо от того — бедный ты или богатый, добрый или злой, русский или татарин. 

— Как вы считаете, есть у нас это единство? 

— Мне кажется, что есть. Не все, конечно, скопом по одной дороге, но большинство все-таки в одну сторону идут. 

В субботу у нас есть возможность отдохнуть, встретиться с друзьями, и, может быть, еще раз осмыслить историю страны. Сложную, местами трагичную. Но вместе с тем – великую.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ