300-летие местного махрового ковра отметили в Тюмени
Ярким и громким фестивалем отметили в областной столице трехсотлетие тюменского махрового ковра. На пешеходной улице Дзержинского, которая стала уже популярным местом отдыха, организовали развлечения на любой вкус и исторический период: от Тюмени ямщицкой до Тюмени выставочной. Но главным героем стал знаменитый махровый ковер.
Первые официальные упоминания о нем, как об уникальном изделии, встречаются ровно 300 лет назад. Тюменские ковры имели успех на крупных российских и международных выставках: в Москве в 1895 году, в Петербурге в 1902, а также в Париже, Генуе и Брюсселе. Однако высшим мировым признанием считается участие в Парижской выставке 1900 года, где мастерица Василиса Викулова из села Каменское получила Гран-При. Позднее династию продолжила ее дочь Агния Квасникова.
Сегодня традиции тюменских мастериц продолжают предприниматели, работает несколько производственных цехов. Благодаря чему тюменский ковер стал брендом региона, который напоминает о богатых традициях Сибири.
«Этот праздник дает возможность прикоснуться к прошлому. К тем технологиям, которые использовались давно и до настоящего времени. Самое важное, что мы чтим традиции, нематериальное культурное наследие и по сегодняшний день», — сказал глава Тюмени Максим Афанасьев.
Уникальность тюменского ковра не только в технологии, которая делает его плотно-махровым, но и в орнаментах. Это яркие сочные цвета, часто на черном фоне, что символизирует плодородную землю. Попробовать себя в ковроткачестве можно было на мастер-классах. А затем послушать концертную программу, поиграть в народные игры или попить чаю из настоящего самовара. Не давали скучать и мерзнуть горожанам скоморохи — актеры тюменского театра «Мимикрия». Таким образом организаторам удалось создать современный праздник в лучших народных традициях.
«Это наш художественный промысел, очень народная вещь. Многие сегодня вспоминают, как такой ковер был у мамы, бабушки, это что-то такое уютное, теплое. Это наши традиционные ценности. Сегодня есть производители ковра, поэтому это еще и экономика. Мы экспортируем тюменский ковер, это тоже важно. Его покупают в других странах, ценят и любят. Мы хотим, чтобы и тюменцы максимально про него знали. Поэтому только наращивать обороты», — пояснил генеральный директор Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев.
Тюменский махровый ковер, как бренд, популярен и современен. Его активно покупают не только туристы, но и жители региона. В подтверждение на фестивале показали коллекции модной одежды, в которой использованы декоративные элементы тюменского ковроткачества.
Марина Барышникова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале