Жить по средствам. Как бюджетам Сургута и района придется мобилизоваться в следующем году?
20:47 01.12.2017
6246 просмотров
Еще не новогоднее. Настроение у депутатов и чиновников Югры, как окружных так и муниципальных, сейчас зависит исключительно от финансовых планов на ближайшие годы. Может поэтому, принятие бюджетов происходит обычно еще в ноябре — начале декабря, чтобы это самое настроение не совпало с периодом, когда все традиционно загадывают свои наивные рождественские желания. Все, как всегда, хотят чтобы было много, и даже больше. Но за месяц до праздников, вместо Снегурочки к окружным депутатам приходит обычно главный финансист Югры. И, как полагается любому главбуху на любом большом предприятии, она спускает всех с небес на землю и погружает в реальность. А эта реальность в нефтяной житнице России такова: добыча углеводородов падает — дефицит бюджета растет. Условия, в которых Югра оказалась своеобразным заложником — геополитическая ситуация в мире, мораторий стран ОПЕК, к которому присоединилась Россия. Отсюда — сокращение налогов на прибыль, поступающих от нефтяных компаний.
«В общей сумме доходов преобладающими являются налоговые доходы. Их доля составляет более 90%. На 2018 год сумма налоговых доходов, по отношению к запланированной на 2017 год снижается, что обусловлено меньшим объемом налога на прибыль организаций, в связи со снижением объема добычи нефти и показателями макропрогноза, положенными в прогноз социально-экономического развития как РФ, так и Югры», — сообщила директор департамента финансов ХМАО-Югры Вера Дюдина.
Если на федеральном уровне все больше звучат оптимистичные высказывания по поводу роста доходов, альтернативных нефтянке, то у нас все, что связано с ТЭКом было, есть, и, видимо. будет основным источником пополнения бюджета, как минимум в ближайшие три года. А это значит, сколько добудем, столько и проедим. Радует в этой ситуации только одно. Сокращение добычи — искусственное. То есть, если что, нефть родине снова будем давать больше.
«Какое количество скважин и на сколько тонн, мы сегодня не видим и не знаем. Но ограничения эти есть, и будут действовать до той степени, пока не будет принят, не будет дана команда запускать скважины. Мы сегодня стоим, „Газпромнефть“ сегодня стоит, в небольшом количестве «Сургутнефтегаз стоит». Но это — коммерческая тайна, мы сегодня имеем ограничения по ОПЕКу. Говорить о том, что это — падение добычи, еще рано», — считает депутат думы ХМАО-Югры Сергей Кочкуров.
Так или иначе, с сокращением доходов региональным чиновникам приходится считаться уже сейчас. Между тем, на фоне этой ситуации, соцобязательства субъекта растут. Одно только исполнение майских указов Президента чего стоит. Но в правительстве округа уверяю: все будет исполнено. И переселение, и строительство, и индексация. По уже сложившейся традиции бюджет следующего года объявлен консервативным, но социально ориентированным. Что это по сути означает? Все просто. При 177 миллиардах доходов, расходов запланировано на 22 миллиарда больше.
Исходя из этого, вывод можно сделать один: главной особенностью трехлетнего бюджета станет экономия средств. Кроме того, уже объявлено: ни один муниципалитет не сможет рассчитывать на помощь округа при строительстве новых социальных объектов, пока не закончит начатые стройки. Другими словами, для муниципальных властей настало время жесткой конкуренции. Чьи чиновники окажутся проворнее, та территория и получит деньги.
«В части конкуренции муниципалитетов — это нормальная практика, чтобы муниципалитеты конкурировали за ресурсы. Вот тезис того, что это зависит от медленных или не быстрых чиновников — это уже вопрос кадровой политики муниципалитета. Значит, надо находить тех чиновников, которые максимально эффективно защищают интересы муниципалитета», — прокомментировал председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике думы ХМАО-Югры Андрей Филатов. Аналогичная ситуация с дефицитными бюджетами складывается и на местах.
Работа на втором этаже городской Администрации кипит с самого утра. Сотрудники департамента финансов корпят на сургутским бюджетом. Уже совсем скоро он окажется на утверждении у депутатов местной Думы. Заместитель главы города Анна Шерстнева честно признается: формирование главного финансового документа в условиях непростой экономической ситуации — дело крайне напряженное. «В чем напряжение — в том, что мы ощущаем снижение темпов роста доходов, что заставляет даже муниципалитет искать новые, реально новые варианты. Развитие доходной базы, повышение своих доходов, реструктуризация своих расходов, реструктуризация организации своей деятельности, больше какие-то эффективные меры принимать», — рассказала Анна Шерстнева.
Несмотря на кажущийся внушительный объем городского бюджета в 22 миллиарда рублей, все затраты подсчитаны до копейки. Школы, детсады, муниципальные предприятия и учреждения, субсидии на общественный транспорт, содержание и ремонт дорог, софинансирование строительства новых объектов, и еще сотни других статей расходов. В итоге так называемый бюджет развития составляет лишь несколько сотен миллионов рублей. Чего, естественно, не хватает на все потребности, которые существуют у города. От ряда проектов на 2018-й уже пришлось отказаться.
«Например, у нас было запланировано изначально на 2018-19 годы реконструкция «Сибирского легиона», строительство школы искусств в 25-м микрорайоне, строительство до Крылова. Вот эти объекты уже исключены из окружных программ. То есть, тут, конечно, говорить про новое строительство приходится с осторожностью», — отметил заместитель председателя Думы Сургута Артем Кириленко.
Возникли у города затруднения и с налоговыми поступлениями. Для местного бюджета главные из них — налог на доходы физических лиц. Нынешней осенью сменило прописку предприятие «Газпром переработка». Сотни его сотрудников уехали в Санкт-Петербург. Оптимизируют свои затраты, в том числе на персонал, другие сургутские компании. Чтобы хотькак-то заместить выпадение доходов, местные власти стараются активнее работать с дебиторской задолженностью предпринимателей за использование муниципального имущества. «Это наши живые деньги, которые мы могли направить на развитие города.
„Сегодня в проекте бюджета — буквально вчера мы смотрели доходы с моими специалистами — у нас уже дебиторская задолженность. Без нашей просьбы Администрация повысила себе планку, у них уже в планах 90 миллионов рублей“, — рассказала председатель Думы Сургута Надежда Красноярова. Городские власти прекрасно понимают, что если мыслить только в категории поддержания штанов, то уже очень скоро на всех планах по развитию можно будет поставить крест.
Поэтому, в Администрации не исключают, что для реализации жизненно важных проектов будут привлечены и заемные средства. «Кредит первый, который уже проводился, привлекается для создания здания для кванториума — это 200 с небольшим миллионов рублей. И следующий кредит, который пока предусмотрен, повторюсь, бюджет не принят, но он внесен для рассмотрения депутатам, это 350 миллионов которые будут обеспечивать тоже инвестиционные расходы города», — перечислила Анна Шерстнева.
Активизируется Сургут и в попытках получения дополнительного финансирования из округа. Администрация тратит много усилий и средств на подготовку проектно-сметной документации целого ряда объектов. Чтобы, при удачном стечении обстоятельств, рассчитывать на помощь от регионального Правительства. Например, благодаря своевременной заявке, город в этом году смог потратить почти миллиард рублей на ремонт дорог.
«Надо поработать, чтобычто-то получить, и сегодня Администрация работает, и работает на уровне. Там, где мы можем, мы помогаем. По тем же школам, по тем же дорогам мы совершенно вместе с ними, как говорят, плечо к плечу, мы в этом процессе. И все письма, просьбы мы, со своей стороны, в окружную Думу депутатам, Администрация со своей стороны — губернатору или к заместителю губернатора обращается. И когда оно вместе всё случается, то тогда получается результат», — говорит Надежда Красноярова.
Все эти инвестиционно-инфрастуктурные проекты очень важны. Они позволят Сургуту по праву называть себя промышленной и экономической столицей Югры. Дальнейший ориентир — на развитие логистики, медицины, развлечений и досуга. Только в таком случае мы можем рассчитывать на привлечение новых инвестиций и налоговых поступлений. Если муниципалитет сумеет воспользоваться таким сценарием, то у него есть шанс вскочить в последний вагон уходящего поезда, и не превратиться в заштатный провинциальный городок, который только и умеет, что жить по средствам. И немного в кредит…
А что делать сегодня тем муниципалитетам, которые в большей степени зависят от окружного центра и потенциал имеют гораздо меньший, чем тот же Сургут? Тем более сложная ситуация у таких образований, как районы. Территории большие, поселения разбросанные. С точки зрения потенциальных инвесторов, крайне не привлекательные. О возможных выходах из сложных бюджетных ситуаций и путях развития территорий района рассказывает глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Сергей Зотов
«В общей сумме доходов преобладающими являются налоговые доходы. Их доля составляет более 90%. На 2018 год сумма налоговых доходов, по отношению к запланированной на 2017 год снижается, что обусловлено меньшим объемом налога на прибыль организаций, в связи со снижением объема добычи нефти и показателями макропрогноза, положенными в прогноз социально-экономического развития как РФ, так и Югры», — сообщила директор департамента финансов ХМАО-Югры Вера Дюдина.
Если на федеральном уровне все больше звучат оптимистичные высказывания по поводу роста доходов, альтернативных нефтянке, то у нас все, что связано с ТЭКом было, есть, и, видимо. будет основным источником пополнения бюджета, как минимум в ближайшие три года. А это значит, сколько добудем, столько и проедим. Радует в этой ситуации только одно. Сокращение добычи — искусственное. То есть, если что, нефть родине снова будем давать больше.
«Какое количество скважин и на сколько тонн, мы сегодня не видим и не знаем. Но ограничения эти есть, и будут действовать до той степени, пока не будет принят, не будет дана команда запускать скважины. Мы сегодня стоим, „Газпромнефть“ сегодня стоит, в небольшом количестве «Сургутнефтегаз стоит». Но это — коммерческая тайна, мы сегодня имеем ограничения по ОПЕКу. Говорить о том, что это — падение добычи, еще рано», — считает депутат думы ХМАО-Югры Сергей Кочкуров.
Так или иначе, с сокращением доходов региональным чиновникам приходится считаться уже сейчас. Между тем, на фоне этой ситуации, соцобязательства субъекта растут. Одно только исполнение майских указов Президента чего стоит. Но в правительстве округа уверяю: все будет исполнено. И переселение, и строительство, и индексация. По уже сложившейся традиции бюджет следующего года объявлен консервативным, но социально ориентированным. Что это по сути означает? Все просто. При 177 миллиардах доходов, расходов запланировано на 22 миллиарда больше.
Исходя из этого, вывод можно сделать один: главной особенностью трехлетнего бюджета станет экономия средств. Кроме того, уже объявлено: ни один муниципалитет не сможет рассчитывать на помощь округа при строительстве новых социальных объектов, пока не закончит начатые стройки. Другими словами, для муниципальных властей настало время жесткой конкуренции. Чьи чиновники окажутся проворнее, та территория и получит деньги.
«В части конкуренции муниципалитетов — это нормальная практика, чтобы муниципалитеты конкурировали за ресурсы. Вот тезис того, что это зависит от медленных или не быстрых чиновников — это уже вопрос кадровой политики муниципалитета. Значит, надо находить тех чиновников, которые максимально эффективно защищают интересы муниципалитета», — прокомментировал председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике думы ХМАО-Югры Андрей Филатов. Аналогичная ситуация с дефицитными бюджетами складывается и на местах.
Работа на втором этаже городской Администрации кипит с самого утра. Сотрудники департамента финансов корпят на сургутским бюджетом. Уже совсем скоро он окажется на утверждении у депутатов местной Думы. Заместитель главы города Анна Шерстнева честно признается: формирование главного финансового документа в условиях непростой экономической ситуации — дело крайне напряженное. «В чем напряжение — в том, что мы ощущаем снижение темпов роста доходов, что заставляет даже муниципалитет искать новые, реально новые варианты. Развитие доходной базы, повышение своих доходов, реструктуризация своих расходов, реструктуризация организации своей деятельности, больше какие-то эффективные меры принимать», — рассказала Анна Шерстнева.
Несмотря на кажущийся внушительный объем городского бюджета в 22 миллиарда рублей, все затраты подсчитаны до копейки. Школы, детсады, муниципальные предприятия и учреждения, субсидии на общественный транспорт, содержание и ремонт дорог, софинансирование строительства новых объектов, и еще сотни других статей расходов. В итоге так называемый бюджет развития составляет лишь несколько сотен миллионов рублей. Чего, естественно, не хватает на все потребности, которые существуют у города. От ряда проектов на 2018-й уже пришлось отказаться.
«Например, у нас было запланировано изначально на 2018-19 годы реконструкция «Сибирского легиона», строительство школы искусств в 25-м микрорайоне, строительство до Крылова. Вот эти объекты уже исключены из окружных программ. То есть, тут, конечно, говорить про новое строительство приходится с осторожностью», — отметил заместитель председателя Думы Сургута Артем Кириленко.
Возникли у города затруднения и с налоговыми поступлениями. Для местного бюджета главные из них — налог на доходы физических лиц. Нынешней осенью сменило прописку предприятие «Газпром переработка». Сотни его сотрудников уехали в Санкт-Петербург. Оптимизируют свои затраты, в том числе на персонал, другие сургутские компании. Чтобы хоть
„Сегодня в проекте бюджета — буквально вчера мы смотрели доходы с моими специалистами — у нас уже дебиторская задолженность. Без нашей просьбы Администрация повысила себе планку, у них уже в планах 90 миллионов рублей“, — рассказала председатель Думы Сургута Надежда Красноярова. Городские власти прекрасно понимают, что если мыслить только в категории поддержания штанов, то уже очень скоро на всех планах по развитию можно будет поставить крест.
Поэтому, в Администрации не исключают, что для реализации жизненно важных проектов будут привлечены и заемные средства. «Кредит первый, который уже проводился, привлекается для создания здания для кванториума — это 200 с небольшим миллионов рублей. И следующий кредит, который пока предусмотрен, повторюсь, бюджет не принят, но он внесен для рассмотрения депутатам, это 350 миллионов которые будут обеспечивать тоже инвестиционные расходы города», — перечислила Анна Шерстнева.
Активизируется Сургут и в попытках получения дополнительного финансирования из округа. Администрация тратит много усилий и средств на подготовку проектно-сметной документации целого ряда объектов. Чтобы, при удачном стечении обстоятельств, рассчитывать на помощь от регионального Правительства. Например, благодаря своевременной заявке, город в этом году смог потратить почти миллиард рублей на ремонт дорог.
«Надо поработать, чтобы
Все эти инвестиционно-инфрастуктурные проекты очень важны. Они позволят Сургуту по праву называть себя промышленной и экономической столицей Югры. Дальнейший ориентир — на развитие логистики, медицины, развлечений и досуга. Только в таком случае мы можем рассчитывать на привлечение новых инвестиций и налоговых поступлений. Если муниципалитет сумеет воспользоваться таким сценарием, то у него есть шанс вскочить в последний вагон уходящего поезда, и не превратиться в заштатный провинциальный городок, который только и умеет, что жить по средствам. И немного в кредит…
А что делать сегодня тем муниципалитетам, которые в большей степени зависят от окружного центра и потенциал имеют гораздо меньший, чем тот же Сургут? Тем более сложная ситуация у таких образований, как районы. Территории большие, поселения разбросанные. С точки зрения потенциальных инвесторов, крайне не привлекательные. О возможных выходах из сложных бюджетных ситуаций и путях развития территорий района рассказывает глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Сергей Зотов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
НАВЕРХ