"Паркон" отправляется в рейд! Наведет ли он порядок на улицах Сургута?

20:27 01.12.2017 5179 просмотров

Штрафовать или эвакуировать? На этой неделе глава города в своем очередном опросе в социальных сетях поинтересовался мнением сургутян: насколько действенным методом борьбы с нарушителями правил парковки являются штрафы? Впрочем, выбор-то небольшой — либо платишь, либо ищешь свою машину на штрафстоянке и… все равно платишь. Эвакуацию опрашиваемые, очевидно, считают негуманным способом решения проблемы. Ведь во имя сохранения имущества, люди готовы грудью ложиться на капот своего автомобиля.

В общем, из двух зол сургутяне выбирают меньшее и голосуют за штрафы. Так вот, практически идя навстречу пожеланиям людей, администрация приобрела комплекс автоматического контроля правил парковки «Паркон». И — вниманию любителям парковаться на обочинах! — с сегодняшнего дня по улицам города курсирует спецавтомобиль с установленной на нем видеокамерой. Если госномер вашей машины, припаркованной под знаком «Стоянка запрещена», попал в поле ее зрения, ждите штрафа в полторы тысячи рублей.

«Видите, мы поставили специально автомобиль с надписью „Паркон“, чтобы люди видели, знали что такой автомобиль у нас появился в городе, что он такие нарушения будет фиксировать — специальная надпись, желтый предупреждающий знак сверху», -показал начальник управления по делам ГО и ЧС Администрации Сургута Рашит Абраров.

Использование системы «Паркон», конечно, не ноу-хау городских властей. Подобная практика уже применяется в ряде крупных городов России. Метод считается практически совершенным. Он полностью исключает контакт сотрудников дорожной полиции с владельцами автомобилей. Без лишних споров и скандалов фиксируются номера машин всех нарушителей, без оглядки на их фамилии и статусы. В конце смены электронный носитель предоставляется в ГИБДД, данные обрабатываются, устанавливаются хозяева транспортных средств, и в течение 3 дней им направляются уведомления о штрафе.

Все быстро и просто. Однако, есть вопрос: какая задача решается методом массового штрафования? Наведение порядка в городском пространстве, или пополнение бюджета? Новая система «Паркон» — как приговор для автовладельцев, которые не видят другого способа оперативно решать свои ежедневные дела, кроме как на колесах. При этом машины они оставляют в первой попавшейся прорехе вереницы транспорта на обочинах улиц. Как следствие, что для пешеходов, что для автомобилистов настоящее преодоление — пробираться в будний день по центральной части города к зданиям градообразующих предприятий, офисным центрам, магазинам, банкам, медучреждениям.

«Жалобы поступают от общественных организаций, от транспортных организаций, автобусных, то есть, машины когда люди бросают, паркуют неправильно на остановочных комплексах, в местах, затрудняющих движение транспортных средств, там где запрещена стоянка. Все видят, в зимнее время особенно, когда начинают чистить, дорожные условия, когда снег идет — не могут почистить, потому что у нас правая сторона вся занята полностью транспортными средствами. То есть, это все ухудшает безопасность движения», — пояснил заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту Роман Кузовлев.

Стремление властей навести порядок на городских магистралях, конечно, найдет одобрение у широкой общественности. Но вряд ли надолго. При отсутствии иной альтернативы автовладельцы метнутся в относительно свободные в дневное время места. Куда-нибудь, да втиснутся. Навык такой есть практически у всех сургутских водителей.

Какие альтернативы для вас есть? Штрафовать сильно начнут, как будете поступать в этом случае?

Ну не знаю, где-то    будем парковаться во дворе где-нибудь    , — отвечает водитель.

Все плохо. Нету парковочных мест. Нигде нету места. Ну вот здесь вот, как оно решится? Тут что, наверх стоянку сделают? Или как оно здесь решится? Оно никак не решится. Только с каждым годом все хуже и хуже, — констатирует автолюбитель. Стоимость приобретенного Администрацией оборудования — полмиллиона. Сумма, можно сказать, смешная, если учесть, что это вложение, по самым грубым подсчетам, может окупиться буквально за неделю — на благодатной-то почве острой нехватки легальных стоянок в городе.

Нетрудно прикинуть: если «Паркон» ежедневно будет фиксировать хотя бы сотню нарушителей ежедневно, то только с понедельника по пятницу штрафные сборы составят уже 750 тысяч рублей. И это, пожалуй, самый простой и стабильный источник дохода. Ведь машины в Сургуте ставить попросту негде. Более половины опрошенных Администрацией сургутян признаются, что время от времени вынуждены нарушать правила парковки. При этом отказываться от личных автомобилей ни при каких условиях не собираются 70% автовладельцев. Четверть, принявших участие в исследовании, гипотетически готовы пересесть на общественный транспорт, если он будет удобным. Ну а главной причиной всех бед сургутяне называют отнюдь не рост числа автомобилей или отсутствие водительской культуры, а изначально неграмотную планировку города.

Логичное и справедливое решение — направить средства, собранные с нарушителей, на реализацию идей и проектов по обустройству пространства, в котором бы хватало места и людям, и личному, и общественному транспорту. Проблема в том, что все средства, которые ГИБДД взимает с сургутян в качестве штрафов, уходят в окружной бюджет. Ежегодно — порядка 160 миллионов рублей. И это цифра прошлых лет, то есть без учета, пожалуй, самого эффективного инструмента накладывания штрафов — системы «Паркон».

«Нужно понимать, что безопасность наших горожан — это задача муниципалитета. И вот здесь есть как раз коллизия правовая. Задача наша, полномочия наши, деньги тоже наши. Доходы, так называемые, они не наши. И вот это вопрос переговоров с окружным правительством», — уточнил заместитель главы Сургута Алексей Жердев. Удастся ли властям с помощью штрафов на корню пресечь нарушения порядка на самых загруженных городских магистралях? Это вряд ли. Для такой масштабной цели, очевидно, выбрано не самое подходящее средство.

Система запретов и штрафов без предложения достойной альтернативы, как правило, порождает только протест. Что ж, выходит, благими намерениями дорога явно не к процветанию Сургута выложена. И наш город в этом смысле не одинок. По официальной версии, все комплексы видеофиксации по стране задумывались как мощное средство в борьбе за безопасность дорожного движения. А по факту стали эффективным инструментом пополнения бюджетов, причем не муниципальных. По данным счетной палаты Российской Федерации только за два прошлых года ГИБДД вынесла постановлений на сумму почти 147 миллиардов рублей. Собрать удалось, правда, меньше — каких-то 107 миллиардов. Поступления от штрафов за нарушения правил дорожного движения в разы превышают суммы большинства других налогов и сборов.

И теперь мне лично абсолютно понятно, почему у нас в стране никогда не будет идеальных дорог и просторных парковок. Кто ж будет добровольно отказываться от такой стабильно дойной коровы, как нарушитель ПДД? Муниципальные власти в этой истории играют роль, прямо скажем, неблагодарную в глазах населения. Контролируют, выявляют, штрафуют. А собранными средствами не могут распоряжаться. Так есть ли выход? Мы погрязнем в проблемах автомобилизации, или будем все-таки как-то    выбираться из них? Этот вопрос время от времени встает в повестке городской Думы. Наш эксперт, депутат Дмитрий Пахотин, уверен: ситуаций без выхода и без выезда не существует.

«Решение этого вопроса возможно только синергетическим эффектом. То есть, в этом должна быть заинтересована окружная власть, в этом должны быть заинтересованы сами учреждения, в том числе, и больницы, и заинтересован муниципалитет. Потому что каждый из них в отдельности не сможет решить этот вопрос в силу уже сложившейся застройки. В силу того, что большинство этих объектов построено 20-30 лет назад, при совершенно другом уровне автомобилизации, и так далее. Здесь надо искать компромиссные варианты. Ну, опять же, мы приходим к тому, что, наверно, самый оптимальный — это строительство многоуровневых парковок. Вопрос — на чьей земле? На земле этих объектов, куда приезжают граждане? Потому что, честно говоря, во многих случаях просто нет муниципальной земли, на которой можно многоуровневую парковку построить. Я уверен, что сейчас, общими усилиями, тем более, что сейчас у нас достаточно большое представительство депутатское в думе ХМАО, мы этот вопрос уже выведем с муниципального уровня на межмуниципальный, и общими усилиями постараемся его решить», — рассказал депутат.

Светлана Делова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ