За навязывание допуслуг — штраф. Как изменился Закон о защите прав потребителей

12:29 05.11.2023 3339 просмотров

На этой неделе вступили в силу поправки в Закон о защите прав потребителей. Ранее Госдума предложила ввести штрафы для предпринимателей, которые навязывают покупателям дополнительные товары или услуги. Законопроект прошел через 3 чтения, после чего его подписал президент Владимир Путин.

«Принятие закона создаст дополнительную защиту граждан от недобросовестных продавцов. Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, при покупке автомобиля в автосалоне человеку навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. В результате покупатель несет лишние расходы», — пояснил председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин.

А что, собственно, изменится с принятием закона? И сможем ли мы как потребители самостоятельно воспользоваться поправками для защиты своих прав и денег?

Навязывание дополнительных услуг — проблема не новая, но по-прежнему нерешенная. Например, этим летом житель Нижневартовска обвинил автосалон в нечестной игре: во время покупки машины мужчине дали на подпись целую стопку бумаг, заявив, что это только договор купли-продажи авто и кредитный договор. В результате покупатель переплатил почти 200 тысяч рублей. В схожих ситуациях, когда хотели одно, а получили много другого и ненужного, еще и втридорога, югорчане оказываются нередко.

«Гоняли от одного к другому, подавали анкету на кредит у одного специалиста, менеджер, который занимается подбором автомобиля, один специалист, потом была девушка, с которой мы заключали кредитный договор, которая нас постоянно поторапливала, когда мы изучали», — рассказывает клиент автосалона Олег.

«Потом менеджер начал давить, и директор автосалона тоже очень начал эмоционально давить, что вы сейчас останетесь без машины, берите кредиты, меня довели до слез, мы потом вышли с мужем, он меня успокоил», — вспоминает клиентка автосалона Анна.

Под нажимом покупателям могут навязать и страховку, и другие дополнительные товары: сигнализацию, колеса, да что угодно. Причем, «голый» автомобиль вроде как бы есть, но продавать его без «допов» менеджеры не намерены. Автосалоны, по статистике Роспотребнадзора Югры, находятся в тройке лидеров по количеству жалоб от населения. Если говорить в целом, то за год из-за навязывания услуг в разных сферах в ведомство обратилось около 300 человек.

«Самыми распространенными вопросами, по которым у нас потребители обращаются, это финансовые услуги, услуги связи и приобретение автотранспортных средств. К самым банальным финансовым услугам можно отнести заключение договора страхования при заключении кредитного договора», — отмечает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора ХМАО-Югры Александр Мариненков.

Как правило, представители ведомства помогают потребителям подготовить обращение в суд, где и разрешаются подобные споры. Однако после согласия и подписания документов на допуслуги сложно что-либо  доказать в суде, рассказывают адвокаты. Такие случаи, скорее, исключение из правил, нежели обычная практика. Подтверждают это и в Роспотребнадзоре.

«Сам факт доказывания навязывания этих дополнительных услуг — он очень сложный. То есть здесь мы имеем дело все-таки с документами. И если рассматривать определенную судебную практику, то суды исходят из того, что потребитель держал в руках договор, он конкретно видел, какие там условия, его никто не заставлял, по большому счету, на эти условия соглашаться. И если он поставил свою подпись, значит он с этими условиями согласен», — поясняет Александр Мариненков.

В ближайшем будущем защитить потребителей от навязанных услуг сможет соответствующий закон — он существует давно, однако в него внесли ключевые, по мнению адвокатов, поправки. Два изменения уже вступили в силу. Именно благодаря этим нововведениям людям станет проще защищать собственные права.

«В случае навязывания дополнительных услуг для должностных лиц предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях статьей 14.7 штраф для физлиц 2-4 тысячи рублей, для юридических лиц — 20-40 тысяч рублей», — подчеркнул адвокат Вадим Мальцев.

С первым изменением в законе понятно — предпринимателей будут наказывать за чрезмерно настойчивое навязывание дополнительных услуг. Вторая поправка чуть сложнее. Потребитель и раньше мог в течение двух недель направить компании претензию, где выражал свое несогласие с полученной услугой или товаром. Однако, по новым правилам к предприятиям применят четкий регламент.

«Второй момент — это 14.8. Она дополнена поправкой о том, что, в случае обращения с претензией потребителя к этому лицу, отказ от ее рассмотрения или пассивное поведение, не рассмотрение, влечет штраф для должностных лиц от 15 до 30 тысяч, для юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч», — добавил Вадим Мальцев.

Сейчас судебная практика по новым поправкам в законе о защите прав потребителей неизвестна — слишком мало времени прошло, чтобы можно было определить какие-то тенденции или изменения. Сегодня эксперты предполагают, что теперь покупатель сможет в течение 2 недель с момента приобретения одуматься. И у него даже будет возможность оставить у себя основной товар или услуги, отказавшись при этом от навязанных «допов» и вернув свои деньги. Насколько прогнозы специалистов сбудутся? Обычно для «обкатки» таких изменений требуется примерно полгода. Тогда потребителям, адвокатам и ведомствам можно будет делать первые выводы.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ