В духе советского конструктивизма! Что важнее для сургутского ЖД-вокзала: красивый фасад или комфорт пассажиров?

18:46 02.12.2016 Общество 3221 просмотров

    Выбор сделан! На этой неделе жители города определились с тем, каким будет фасад сургутского ЖД-вокзала. По результатам народного голосования, объявленного главой Вадимом Шуваловым, предпочтения сургутян отданы варианту красно-синего орнамента ханты на белом фоне. Соответствующий эскиз уже отправлен в «Росжелдорпроект». Таким образом сургутяне в очередной раз почувствовали себя сопричастными к многолетней истории реконструкции вокзала, которая всё никак не начнётся.

    Хотя, справедливости ради, надо заметить, что в августе железнодорожники заявляли о проведении работ по изучению фундамента и исследовали грунт. Правда, на этом, если не считать голосования за узорчики, всё пока и закончилось. Как, собственно, и участие непосредственных пассажиров в судьбе вокзального комплекса. Последних о функциональности как существующих, так и будущих ворот города, к сожалению, никто не спрашивал. Иначе как объяснить, что ржавый, шатающийся на ветру виадук, который и морально, и физически устарел ещё в 90-х, до сих пор остаётся главным украшением вокзала? Никто не говорит об установке эскалаторов и лифтов вне реконструкции, но неужели нельзя было облагородить это чудо архитектурной мысли хотя бы крышей? Ведь прямое назначение ЖД-станции — это как раз обеспечение комфорта для ожидания и посадки на поезд, а всё остальное уже дело второе.

    Настоящий памятник архитектуры! Такой оценки сургутский железнодорожный вокзал, наверное, еще не удостаивался. Ценители уверяют, этот объект ни что иное, как произведение искусства. Советский модернизм! Построенное в 80-х здание своим уникальным проектом обязано известному архитектору Владимиру Авксентюку. Он проектировал многие железнодорожные вокзалы Сибири, которые отличались особым стилем.

     «Он использует перепад высоты между путями и привокзальной площадью, то есть, сам вокзал поделен на две зоны: зона входная, где находятся кассы, куда заходит посетитель или пассажир, и зона залов ожидания, которая соединена прозрачной большой стеной с путями. В принципе, это достаточно интересное решение. Ну, и это панорамное остекление», — рассказал сургутянин Юрий Семенков

    Активисты просят сохранить концепцию этого архитектурного памятника. С петицией об этом даже собираются обращаться к местным и окружным властям. В Сургуте тем временем всенародно выбирали фасад. Там уже нет мозаик, ну а яркие орнаменты и другие особенности колорита аборигенов призваны добавить городу изюминки. Вот только все это — обертка, которая для пассажиров, наверное, не столь важна. Особенно когда выходишь на перрон из вагона зимой. А на улице — градусов так -30.

     «Пока где-то  там, в теплых кабинетах решался вопрос о финансировании, по главной достопримечательности советского модернизма — виадуку на свежем воздухе — продолжались ежедневные экскурсии. Переходный мост над железнодорожными путями — довольно экстремальное препятствие. По-другому в поезда, которые приходят на третий путь, не попасть. Крутая лестница! Забраться по такой, да еще с чемоданом… Да и вообще, здесь надо хорошенько постараться, чтобы прямиком отсюда не попасть в местный травмпункт.

    Есть ещё и элементарное удобство передвижения как по вокзалу, так и по перрону. Хочется комфорта. Чтобы чемодан не тащить, а катить, чтобы лестниц было как можно меньше, в конце концов, чтобы доступ к поездам был максимально удобным. Нет, форма тоже имеет значение. Но это как раз тот случай, когда содержание важнее.

     «По мне, так пусть будет маленький функциональный объект, в котором часть людей хотят остановиться, дождаться поезда, а часть людей просто хотят пройти быстро на третий путь, сесть в поезд и быстро уехать. Когда приехал — спокойно сесть в лифт, подняться на эскалаторе, на лифте в переход, сразу выйти в город, чтобы там стояли автобусы, было место, где поставить автомобиль», — предложил депутат думы Югры Ринат Айсин.

    Удивительно, но, когда прошедшим летом обсуждали потенциальный проект будущей реконструкции, комфорт для пассажиров в нём стоял далеко не на первом месте. Не учитывались ключевые моменты. Гостинцы, обустройство прилегающей территории, фасад — это, конечно, здорово, но разработчик вновь ограничился обычной лестницей — виадуком вместо современного железнодорожного перехода.

     «Отсутствовало понимание, каким образом человек будет спускаться с этого самого пешеходного перехода до 3 путей, была нарисована только лестница. Здание само, кассовые зоны, зона ожидания не так сильно важны, как важно добраться до этих путей. Может быть, до улицы Западной, потому что много людей живет в той части города», — сказал Ринат Айсин.

    Особая «гордость» нынешнего вокзала — стоянка! Здесь и таксисты, и пассажиры с провожающими, и целый автопарк регулярных автобусов. Одним словом, свободных мест, как говорят в таких случаях, днем с огнем не сыщешь. Добраться же до входной группы ЖД, например, людям с ограниченными физическими возможностями — целое приключение. Новый проект подразумевает увеличение парковки в два раза за счет улицы Привокзальной. Вопрос только в том, почему все эти элементарные удобства нельзя было продумать и раньше? Обойтись, так сказать, малой кровью, не дожидаясь столько лет реконструкции. Хотя бы облагородить тот же переход к путям элементарной крышей.

     «То, что не накрытый он, нигде ни одним нормативным документом не предусмотрено, что мосты пешеходные должны быть накрыты. Конкурс будет, в проекте он предусмотрен, он будет не теплый, он будет холодный переход. Будут двери, все будет сделано. Эскалаторы будут, лифты будут у нас предусмотрены для спуска на островную платформу, то есть, все те удобства, все будет» — пообещал заместитель главного инженера Свердловской железной дороги по Сургутскому региону Олег Энгель.

    Этого «всё будет» пассажирам остаётся ждать, скрестив пальцы… Попытка реконструкции не первая, но хотелось бы, чтобы она была последней. И уже не раз упомянутый пешеходный мост канул в Лету вместе с остальными неудобствами советского модернизма.

Виталий Щербаков, Анастасия Аладинская

Комментарии: 4
 А еще никто о инвалидах не подумал, а как на коляске на 3-ий путь попасть? Виадук надо сносить. Все под землю прятать.

kvix 0 0 0 03.12.2016 10:59:21 #

 что тут обсуждать, вместо лестниц надо везде эскалаторы построить, и внутри вокзала, и на переходах через пути.И двери повсюду должны быть автоматические раздвижные.

SVT 0 0 0 02.12.2016 22:16:12 #

 Это давно уже атрибуты соврменного вокзала, без них делать реконструкцию смысла нет. Людям нужны удобства а не красивый фасад и новая лестница по которой надо топать ногами. Еще раз вспомнил вокзал в Уфе там я выйдя с поезда поднялся по эсколаторам и прямой дорожке и все эти удобства вывезли меня прям на остановку к автобусу вот это я понимаю сервис.

.. 0 0 0 03.12.2016 13:49:45 #

 Ну, сколько уже можно «мусолить»этот вокзал??? Когда парковка нормальная будет??!!

Николаевич 0 0 0 02.12.2016 21:35:07 #

НАВЕРХ